Президент извинялся за националистов из организации "Праворадикальный лагерь". Именно их агрессивное меньшинство оставило от праздничного марша, где шли десятки тысяч мирных поляков, столь мерзкое впечатление.
Такие повороты в России до боли знакомы, ведь и наши безусые фашисты, которых кот наплакал, тоже готовы портить большой праздник, например, 4 ноября, День народного единства. Впрочем, марши и шествия крадут себе не только провокаторы-фашисты. Это - технология: воспользоваться ничего не подозревающей массой демонстрантов, чтобы от ее имени совершить какую-нибудь гнусность. Отморозков хватает.
"Этого ничем нельзя оправдать, за это можно лишь извиниться. Многие заинтересованы в том, чтобы выставить Польшу русофобским государством", - заявил Бронислав Коморовский.
Это означает, что сам Коморовский русофобство в польском обществе как факт признает и не приветствует. Действующий президент Польши остается привержен духу совместного Обращения к народам России и Польши, с которым в прошлом году выступили Патриарх Кирилл и глава польских католиков архиепископ Юзеф Михалик.
В обращении - общая христианская трактовка конфликтов и войн с поляками на протяжении столетий. К слову, мы воевали с польскими братьями, едва ли не чаще, чем с турками.
"Грех как основной источник всех разделений, человеческие недостатки, индивидуальный и общественный эгоизм и политическое давление приводили к открытой вражде и даже борьбе между нашими народами. Примирение же подразумевает готовность прощать. Мы призываем наших верующих просить прощения за нанесение друг другу обиды и несправедливости. Простить - значит, отказаться от мести, чтобы каждый поляк в любом россиянине и каждый россиянин в любом поляке видели друга и брата", - сказано в обращении.
Собственно, это призыв наших христианских первоиерархов начать с чистого листа. Насколько труден предлагаемый путь?
Автор: Михаил Антонов
11 ноября. Около пяти вечера. Камера наблюдения над главными воротами российского посольства дает панораму огромной толпы, которая движется по к президентскому дворцу. Кто-то кидает файеры и дымовые шашки в полицейских. Появляется первый задержанный.
Но на параллельной улице у служебных ворот оцепления вообще нет. Посольство, живущих в нем людей от толпы националистов отделяет только металлическая решетка. И больше десятка молодых людей в масках проверяют на прочность ее затворы.
"Этим воротам мы многим обязаны. Когда мы говорим об инженерных сооружениях, под этим громким именем мы имеем ввиду ворота, которые выдержали напор толпы и позволили минимизировать ущерб", - сказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Польской Республике Александр Алексеев.
- Если представить, что ворота не выдержали бы. Неужели толпа хлынула бы на территорию посольства?
"Эта толпа хлынула бы на территорию посольства. Какие сомнения? Дело в том, что, когда идут такие массовые беспорядки, в силу вступает совершенно другая логика. Люди теряют контроль над собой. И те немногие, кто считал себя способными контролировать ситуацию, ее уже не контролировали. Об этом страшно подумать. В одном крыле живут люди, здесь квартиры, женщины и дети, вы можете представить, чтобы это было?!" - возмущен Алексеев.
Камни, файеры, взрыв пакеты, горит пустая полицейская будка - так все выглядело из окон посольских квартир. На вопрос, почему пустая, почему не было охраны и металлических заграждений, власти ответили, что это только спровоцировало бы толпу. А в итоге разве что-то другое? В итоге довольны те, кто устроил этот марш, мобилизовав всю агрессию фанатского сектора, например, лидер "Национального движения" Артур Завиша.
"Мы считаем поход успешным. Это большая патриотическая манифестация, в которой участвовали представители других европейских национальных движений. Мы сожалеем о эксцессах у российского посольства, но они имели место вне нашего марша", - заявил Завиша.
- Вы готовы извиниться перед жителями Варшавы за то, что испортили им праздник?
"Это был очень радостный и торжественный день. Тысячи людей вышли на улицы. Нет повода для извинений", - считает Артур Завиша.
Двенадцать полицейских ранены, 72 хулигана задержаны. Вместо фейерверка центр Варшавы запалили с нескольких сторон - двухмиллионный город отметил День независимости так, как понимают ее неонацисты.
11 ноября - день, когда закончилась Первая мировая, и Польша, прежде разделенная между Россией, Германией и Австро-Венгрией, вновь появилась на карте Европы. До 1939 года это - главный государственный праздник. Потом - пауза в 50 лет. В следующий раз его отметят только в 1989-м, после первых свободных выборов, путь к которым поляки начали на Гданьской судоверфи, бывшей имени Ленина.
Лидер профсоюза "Солидарность" и первый президент новой Польши Лех Валенса отказал в интервью всем своим, но не смог "России".
"У нас с женой восемь детей, и каждому я говорил: "Не трогай плиту - обожжешься!" И все обожглись, но больше не трогали. Так и здесь: мне очень стыдно за то, что случилось в Польше, но наша демократия еще должна взрослеть. Запреты здесь не помогут", - уверен Валенса.
Более того, запреты не работают. Когда городские власти потребовали от организаторов завершить марш досрочно, они ответили: бумажки из мэрии нам не указ. Польские праворадикалы проявили здесь себя во всем безобразии и многообразии.
"Национал-радикальный лагерь", "Национальное движение" - там были все, кто питаются не только энергетикой внутренних проблем страны, но и сложного исторического опыта с Россией.
"Мы бы хотели разобраться с прошлым. Мы хотели бы хороших отношений с Россией, но задворки общества выбирают самый легкий путь. Слабые политики, которые не могут добиться цели через дела в настоящем, обращаются к истории", - отметил Лех Валенса.
Среди тех, кто уверенно оседлал эту тему, - Ярослав Качиньский, лидер партии "Право и справедливость", из которой вышли вожди "Национального движения". Их руками он теперь раскачивает лодку, чтобы самому не мараться, считает, патриарх польских интеллектуалов, режиссер Анджей Вайда.
"Качиньский специально поехал в Краков и праздновал там, чтобы дистанцироваться от того, что здесь должно было произойти. В Польше есть группа футбольных хулиганов - их можно переловить, но за ними стоят политические силы, которые используют их для создания общественного резонанса. Если бы не было нападения на российское посольство, на них не обратили бы внимания", - сказал Вайда.
А так шума хватает: о судах за нападение на полицейских, о драках с леваками, о поджоге праздничной арки из цветов, о полицейской будке, которая ведь на польской земле стоит, и об этом особенно шумят, потому что сложно признать истинный масштаб бессмысленного позора у российского посольства. Но думающие поляки, конечно, понимают, что сегодня - будка, а завтра, может быть, - парламент. Завтра у них могут украсть страну, как сегодня украли праздник.











































































