Ливия - страна, пережившая опыт насильственной демократизации. Теперь - ни страны, ни демократии. Год назад там убили американского посла. Все радовались, что без потерь удалось эвакуировать оттуда российское посольство. Но вот уже 10 октября в Ливии захватили премьер-министра Али Зейдана.

Любопытно, что главу правительства похитила группировка под романтичным названием "Оперативный штаб ливийских революционеров" - та самая, которую ливийское правительство наняло для охраны порядка в Триполи. Позже премьера отпустили, но осадок остался.

Где искать справедливость, непонятно: судов в Ливии практически нет, народ вооружен и поделен на кланы, банды, территории, районы и улицы, где каждый себе "шериф". Там свои законы, тюрьмы и свои палачи. В стране с населением в 7 миллионов человек армии нет, зато есть четыре войска. Каждое имеет опору в своем регионе и каждое представлено в столице Триполи.

Единого государства больше нет. Убитых не считают. Пленных не берут, разве что крадут за выкуп. Анархия. Феодальные анклавы. Мерзость запустения. И где они теперь, "друзья Ливии"? Налетели, разбомбили, слов о свободе и демократии с три короба наплели - и никакой ответственности. Теперь Ливию бросили и забыли. Просто молчок. Разве что регулярно сообщают о гибели беженцев у берегов итальянского острова Лампедуза - именно туда приходят суда, перегруженные нелегалами из Северной Африки.

11 октября перевернулся транспорт, на борту которого было 250 человек. Около 50 погибло. Ранее у Лампедузы загорелось и пошло ко дну переполненное судно из Ливии. Выловили пока три сотни утопленников. Говорят, пока не всех. Для западной прессы все это - лишь происшествия. При этом связь с разорением Ливии в ходе интервенции не прослеживается.

Теперь так же с Сирией "дружить" хотят. Похожая картина после вмешательства США и Англии и в Ираке. Теперь там в терактах с начала года гибнет ежемесячно по 600-700 человек, увечий - тысячи. Самым кровавым стал минувший сентябрь: погибло около тысячи человек, ранены более двух тысяч.

Радикальные сунниты воюют в Ираке на два фронта - не только против шиитов, но и против курдов. Страна раздроблена. Готовы ли США и Англия нести за это ответственность? Нет. Бомбить? С наслаждением. Задуматься о результатах? Боже упаси!

Зато Нобелевскую премию мира норвежцы присудили Организации по запрещению химоружия, которая в конце сентября утвердила план уничтожения арсенала в Сирии и теперь обеспечит там весь процесс.

При всем уважении к химикам, стоит заметить, что их заслуга в деле химического разоружения Сирии вторична или, как минимум, производна от дипломатической победы России. Именно инициативы Москвы позволили организации, теперь уже лауреату Нобелевской премии мира, распечатав свои пробирочки и колбочки, приступить к делу на месте.

Тем временем Сирия благодаря инициативной дипломатии России жива и даже вполне идет на поправку. По крайней мере, Путин уже конструирует широкий состав заинтересованных участников на конференции по Сирии в Женеве на начало ноября.

"Один из приоритетов сегодня - это не только уничтожение химического оружия, но и восстановление переговорного процесса между всеми конфликтующими сторонами на площадке Женевы. В этой связи хотел бы сказать, что мы считаем возможным расширить число участников, в том числе за счет такого крупного исламского государства, каким является Индонезия. Это крупнейшее исламское государство с самым большим мусульманским населением, и, на мой взгляд, это было бы вполне естественно, мы бы это приветствовали", - заявил глава российского государства.