В субботу пришла весть о задержании во французском городе Тулон бывшего первого заместителя председателя правительства Московской области, а до этого министра финансов - Алексея Кузнецова. Арест, наконец, произведен. По давнему запросу России.
Алексей Кузнецов, как считает следствие, украл более 30 миллиардов рублей. Бежал за границу еще пять лет назад. Сейчас Генпрокуратура будет просить об экстрадиции Алексея Кузнецова. Имеем право, ведь и Россия, и Франция - участники так называемой Европейской конвенции о выдаче.
Вот из статьи первой: "Договаривающиеся стороны обязуются выдавать друг другу всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнения приговора или постановления о задержании".
Автор: Борис Соболев.
Всесильный министр финансов Подмосковья. Он бежал из страны в 2008 году на личном самолете, оставив после себя дыру примерно в половину годового бюджета региона. "Жизнь эмигранта нелегка. Нелегка она, прежде всего, потому что теряешь свою среду обитания. Привычную для тебя. Конечно, чувствуешь себя в полной изоляции", - рассказывает Алексей Кузнецов, в 2000 √ 2008 годах министр финансов Московской области.
За месяц до бегства. Министр Кузнецов и его тогдашняя жена, американка гомельского разлива Жанна Буллок, выдают замуж дочь. Для торжеств арендован памятник архитектуры √ усадьба Архангельское. Костюмы участникам шили по спецзаказу лучшие итальянские кутюрье, цветочное убранство доставили пятью фурами из Англии, поваров вместе с продуктами выписали из Франции. На каждого из гостей, в основном это были разные чиновные семейства, угощений и развлечений приходилось на 20 тысяч долларов. То была самая дорогая свадьба в современной России. Общая смета - 5 миллионов долларов. Для вице-губернатора Подмосковья это были не деньги.
"Объем выявленных нарушений по итогам контрольного мероприятия в пределах 92 миллиарда рублей! Это больше 3 миллиардов долларов, если переводить в иностранную валюту", - говорит Сергей Рябухин, аудитор Счетной палаты.
Преднамеренные банкротства предприятий ЖКХ, масштабные земельные махинации, крышевание строительного бизнеса жены, но прежде всего √ расхищение кредитов. Этим финансист Кузнецов владел виртуозно. Деньги брались в коммерческих банках под гарантии областного правительства как бы на строительство социальных объектов. Объекты в итоге либо просто оставались на бумаге, либо возводились с десятикратным завышением смет.
Дмитровский район, Парамоново. Без проведения конкурса, без разрешения на строительство, без проектно-сметной документации в чистом поле была построена крупнейшая в Европе санно-бобслейная трасса. Но отшумели громкие речи, уехали почетные гости, и на суперскоростную круглогодичную махину был тихо повешен замок. Дилетантов с санками туда не пустишь - разобьются, а профессионалам, как выяснилось, она не нужна.
"Шлифовать свою технику к Кубку мира я как главный тренер скажу: туда мы не заезжаем. Потому что там такая роза ветров, даже тяжело разминаться просто - сдувает людей, когда погода ветреная", - говорит Олег Соколов, главный тренер сборной России по бобслею.
В общем, летом члены нашей олимпийской сборной толкают железные тележки по Москве, а зимой катаются на санях за границей. Там тренироваться дешевле.
На одном только этом циклопическом желобе Кузнецов с коллегами освоили около полутора миллиардов рублей.
Из беседы с Алексеем Кузнецовым:
- Под всеми этими бумагами, когда вы набирали долги, сколько там подписей?
- Около 15 подписей основных. Все зампреды и все министры знали об этих кредитах. Под них выпускалось постановление правительства, потому что это носило форму оферты.
- Аферы?
- Оферты. Оферта - это обещание получить эти объекты, заплатить за них. Не аферы, - улыбается Кузнецов.
Объект "Многофункциональный спортивный бассейн". В маленькой отдаленной Рузе, где ни инфраструктуры, ни коммуникаций, сооружение олимпийского уровня, опять же √ одно из крупнейших в Европе, на пять тысяч голов.
"Там, где население порядка 20-25 тысяч проживает, построен такой бассейн, который способен за неделю практически пропустить все население этого городка, включая младенцев и неходячих стариков", - говорит Владимир Резников, директор департамента Счетной палаты.
И тоже √ ни конкурса, ни землеотвода, ни сметы. Раздували объемы так, чтобы за раз сделать состояние. В итоге вместе со всеми накрутками по кредиту вышли на сумму в два миллиарда. Это в полтора раза больше, чем годовой бюджет всего дотационного Рузского района.
Из беседы с Алексеем Кузнецовым:
- Среди людей вашего уровня, с которыми вам приходилось сидеть в соседних кабинетах, ходить по одним коридорам: они ещё миллионеры или уже миллиардеры?
- Ну, я не считал. Наверное, они живут нормальной жизнью, да. Нормальной жизнью, не знаю, там миллиарды есть или миллионы, но это достаточно цивилизованная жизнь.
Обыск в элитном московском пентхаусе, принадлежащем бывшему заму Кузнецова Носову. У скромного госслужащего с зарплатой 50 тысяч рублей на стенах висят полотна Айвазовского, Киселёва, Коровина. Вот "Крестьянка" Малявина с аукциона Christie▓s за 300 тысяч долларов. Есть и Клод Моне с Sotheby's, около миллиона долларов. Кстати, этот Носов - единственный подмосковный чиновник, арестованный до сей поры по Кузнецовскому делу. К другим персонам бывшей обладминистрации у правоохранителей, похоже, вопросов нет.
- Как так получилось, что лифт при отпускной цене в 1 миллион 50 тысяч рублей в итоге обходился бюджету в 2 миллиона 500 тысяч рублей?
- Я не знаю, как это получилось, я не знаю, что имеется в виду.
Имеется в виду областная программа обновления лифтового хозяйства, примерным объемом 9 миллиардов рублей.
- Конечно, когда вы берете всё в кредит, то, во-первых, платите за это проценты, да?
- Ну не вдвое же? Но не может же быть 100% кредит!
- Нет, конечно, не может. Но никто и не утверждает, что эти лифты стоили эти полтора миллиона. Вот вы точно знаете, что это стоило полтора миллиона с завода?
Мы знаем, что это стоило миллион пятьдесят тысяч - цифра подтверждена щербинскими лифтостроителями, у которых был размещен заказ. И даже если считать по максимуму.
"Разборка, сборка. Старый лифт выкинуть, новый лифт поставить, с новым оборудованием. Ну, где-то в переделах 1 миллион 200 √ 1 миллион 300 эта работа стоит", - сказал Макс Ваксман, генеральный директор ОАО "Щербинский лифтостроительный завод".
То есть, все равно, при всех накрутках цена типового лифта и близко не напоминает ту, что была в итоге выставлена областному бюджету.
Серпуховский район. Ветхий водопровод, разбитые дороги (кстати, на их ремонт Кузнецов регулярно списывал средства) и трущобы в центре города. Признаны непригодными для жилья еще при Брежневе, а денег на расселение все нет. Когда очередной барак рушится или сгорает, людей просто переселяют в соседний.
А рядом, в нескольких минутах ходьбы, - стекло, бетон, красивые вывески. Застройщиком была та самая кузнецовская Жанна Буллок. Она в те годы всё мечтала угнаться за лужковской Еленой Батуриной.
"Вот она, знаменитая "Плаза", на которую было потрачено столько денег √ 217 миллионов областных. И этот же объект был продан практически администрации города Серпухов за 715 миллионов рублей. На сегодняшний день ни объекта, ни денег у города нет. А такая огромная сумма бесследно растворилась, видимо, за рубежом", - рассказывает Павел Залесов, мэр г. Серпухова.
Клинский район. В условиях хронического недофинансирования социальной сферы, при 70-процентном дефиците бюджета, в 2008 году местный глава спокойно берет и выкупает на муниципальные 200 с лишним миллионов торгово-офисный центр. Безо всякого конкурса, втрое дороже рыночной цены. Схема была та же, что и в Серпухове. И застройщики, естественно, всё те же.
"Структуры Кузнецова обогащались буквально на всём. Чтобы обосновать эти безумные расходы из местного бюджета, которые составили значительную часть бюджета того года, обоснование было святое: дети. Размещение детских кружков. Сейчас вы можете видеть по внешнему виду этого здания - детьми здесь и не пахнет", - говорит Юрий Самсонов, представитель Антикоррупционного фонда Московской области.
Вообще, до такого ещё не доходила ни одна губерния. После бегства Кузнецова и Буллок, 98 процентов областного бюджета составляли ничем не обеспеченные долги. Из-за них в 2009 и 2010 годах пришлось сократить 30 процентов больничных коек, до половины фельдшерско-акушерских пунктов, под корень оптимизировать расходы на инвалидов и сирот. Дабы не допустить окончательного банкротства Подмосковья, федеральный центр был вынужден безвозвратно влить в регион полтора миллиарда долларов. Фактически √ это деньги, вынутые Алексеем Кузнецовым из кармана российских налогоплательщиков.
Арест Алексея Кузнецова уже прокомментировал временно исполняющий обязанности губернатора Подмосковья Андрей Воробьев "Это известная, очень болезненная для региона история. Вы знаете, что регион потерял большие деньги. Конечно, наша задача эти деньги вернуть, все деньги бюджета Московской области. Мы считаем, что это деньги, которые должны пойти на развитие производства Подмосковья. Мы очень рассчитываем, что нам удастся компенсировать эти потери".

















































































