Автор: Дмитрий Киселев

Эдвард Сноуден - бывший сотрудник ЦРУ и АНБ, который представил доказательства того, что США и Англия фильтруют глобальный Интернет, включая социальные сети, слушают миллиарды телефонных номеров и даже ставят жучки в иностранных посольствах своих союзников по НАТО. Американцы теперь охотятся за Сноуденом, желая усадить его на электрический стул, а Сноуден тем временем прилетел, не спросясь, в Москву и, не пересекая российской границы, поселился в отеле транзитной зоны Шереметьева.

Владимир Путин - опытный политик и в прошлом разведчик, знающий тонкости профессии, не готов к тому, чтобы наши спецслужбы шли со Сноуденом на плотный контакт. По двум причинам. Первая - Сноуден тогда теряет статус правозащитника и превращается в агента, что не является выбором самого Сноудена и сужает его маневр в будущей жизни. Путин бережно относится к незваному гостю и, оказавшись в понедельник перед журналистами, четко определяет статус того, кого американцы так хотят представить шпионом: "Наши правозащитные организации на этот счет выступали и считают, что нельзя выдавать его в страну, где возможна смертная казнь. Россия никогда никого никуда не выдает и выдавать не собирается. И нам никто никого никогда не выдавал. Наверное, вы тоже об этом хорошо знаете. В лучшем случае, мы обменивали наших сотрудников внешней разведки на тех, кто был задержан, арестован и приговорен судом в Российской Федерации. А что касается господина Сноудена, то повторяю еще раз: он не является нашим агентом, не сотрудничает с нами. Я ответственно вам заявляю: он с нами не сотрудничает и сегодня. И мы с ним не работаем. А считает себя правозащитником. Но в этой связи он человек свободный".

Вторая причина, по которой Путин не клюет на Сноудена: даже если его сделать агентом, никогда не знаешь, не окажется ли он двойным агентом. То есть, не засланный ли Сноуден казачок? И если риск такой есть, то для наших спецслужб Сноуден - не лакомый кусочек. Понюхают и отойдут. Жизнь сохранить - да. Работать с ним - нет. Вот Путин и не держится за Сноудена.

"Если он захочет куда-то уехать, и кто-то его примет, пожалуйста. Если он захочет остаться здесь, есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст. Но именно в силу того, что он чувствует себя правозащитником и борцом за права человека, он такую работу, судя по всему, прекращать не намерен. Так что, он должен выбрать для себя страну пребывания и туда перебраться", - подчеркнул Путин.

Но почему Путин, предлагая убежище Сноудену в России, выставляет еще и условие, которое, как он сам признает, звучит из его уст странно: не вредить американцам? Странно лишь на первый взгляд. Представим себе, что Сноуден будет продолжать свои разоблачения из России. И что бы кто ни говорил, а компромат от Сноудена будет считываться и преподноситься американцами уже как работа ФСБ. Заведомо. И с высокой степенью правдоподобности.

Россия - одна из двух стран, поддерживающих в мире ядерный баланс. И это качественно особый статус. Общая миссия с нашими американскими партнерами предполагает определенную этику отношений, где двусмысленностей лучше избегать. Поэтому-то Путин и выдвигает, казалось бы, странное условие, при котором Москва готова приютить Сноудена.

Сам Сноуден, тем временем, выбрасывает новую порцию компромата: США прослушивают посольства своих союзников, например, Франции и Германии. Для европейцев это √ шок. Немцы требуют объяснений. Французы настаивают на переносе начала переговоров о создании зоны свободной торговли ЕС-США. Да оно и понятно, ведь шпионаж такого масштаба - инструмент недобросовестной конкуренции на рынке.

Вообще, эта неделя - пример того, какой мир нам навязывают. Того, сколь бесцеремонно США готовы попирать международное право, предлагая вместо него глобальную дедовщину.

Ну вот, например, на прошлой неделе Обама обещал не перехватывать самолеты, на которых может улететь из Москвы "29-летний хакер". Сноудену, к слову, - 30. На этой неделе Франция и Испания уже перекрывают свое небо для самолета президента Боливии, где, как казалось, из Москвы мог лететь Сноуден, а Австрия неожиданно сажает этот борт у себя.

Президент Австрии √ в дурацком положении. Ночью он приезжает в аэропорт, чтобы обнять, как он говорит, своего друга, но пока Хайнц Фишер завлекает объятиями очумевшего от всего этого Эво Моралеса, президентский самолет потрошат австрийские спецслужбы.

Сноудена не нашли. Понятно, что на европейцев надавили Штаты. Тупо √ по принципам дедовщины. Мол, сажайте, потрошите президентский самолет и все тут. На международное право со всеми его конвенциями по защите дипломатического иммунитета √ плевать. На европейские ценности и австрийскую деликатность √ плевать. Но почему?

Да потому что европейского суверенитета для США - нет, как нет для них и суверенитета стран Латинской Америки. Есть дедовщина и беспредел. Европейцы столкнулись с непреодолимой силой. Мне это напомнило "Жизнь с идиотом" Виктора Ерофеева.

Так или иначе, сначала страны Евросоюза одна за одной отказывают Сноудену в убежище, а потом прослушиваемые уже защищают прослушивающих, преследуя того, кто о прослушивании им просто рассказал. Все - в угоду США. Ведь Белый дом откровенно угрожает всем странам, где может оказаться гонимый и уже лишенный американского гражданства Сноуден.

"Парадоксально, но обвиняющий преследуется обвиняемым", - говорит министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо.