Он позвонил и представился просто Андреем. Назначил встречу так, чтобы по телефону не произносить место: "приезжайте в отель, который прославился после предыдущей самой громкой смерти". Разумеется, это был отель Millennium, где, как до сих пор считает Скотланд-Ярд, Литвиненко от заразился от агентов КГБ полонием.
Узнав о том, что съемочная группа - из России, съемки запрещают в баре отеля тут же запрещают. Главное, о чем заявляет Андрей: "Я много лет работал по Березовскому, не верьте в его самоубийство".
"Помните, какое шоу он сделал из смерти Литвиненко? Мне кажется, если это был добровольный уход из жизни, то он был бы обставлен приблизительно так же - с длинным покаянным письмом или, наоборот, пламенным призывом. Были бы названы все виновники его ухода из жизни. Это был бы какой-то акт типа взрыва дома. Это заставило бы людей сразу говорить о нем", - уверен сотрудник британской юридической компании Андрей.
Версии человека, который не показывает лица, - чуть позже, а пока - к официальной информации. Полиции кажется, что все похоже на повешение, причем сначала - ни слова о шарфе.
"Шарф фигурировал через третьих лиц, поэтому в таких ситуациях, когда все засекречено и полиция хранит молчание, никогда нельзя быть уверенным ни в чем. Был шарф, а теперь его нет", - говорит Алекс Гольдфраб, глава Международного фонда гражданских свобод, автор книги "Саша, Володя, Борис. История убийства".
Александр Гольдфарб - один из тех соратников Березовского, который изначально отметал версию о самоубийстве олигарха, но британской полиции как-то быстро поверил: если обрывок ткани с узлом - на шее, а другой - на перекладине для шторки в ванной - значит, повешенное тело просто упало.
"Я готов заранее с ними согласиться, потому что полиция здесь работает безотказно", - считает Гольдфарб.
Впрочем, если бы полиция была бы на сто процентов сама уверена в самоубийстве, то никто бы не начинал следствие. А о нем объявили в Виндзоре - самом монаршем местечке Англии.
Антураж для старта расследования выдался таким, о котором Березовский мог, наверное, только мечтать. Место, где коронер Ее Величества объявляет об открытии процесса, а в паре шагов - официальная резиденция Ее Величества. Виндзорский замок, в который олигарх так хотел быть вхожим, но при жизни так и не добился.
Лоск старой Европы, ее манеры и традиции, которые не сломать ничем, - это то, что Березовского в последние годы особенно раздражало. Это говорят друзья, которых у олигарха было мало.
"Иметь дело с Березовским - признак дурного тона", - отметил бизнесмен Владимир Антонов.
Антонов, у которого проблемы с властями даже не России, а Литвы, живя в Лондоне, никогда не подходил к Березовскому, встречая его в ресторанах. По его словам, олигарх был отвергнут русским Лондоном, а в британское общество не мог войти по определению, потому что русский.
"Мы все - русские, не надо питать иллюзий. Здесь можно просто жить, зарабатывать деньги, но стать членом общества нельзя. Человек потерялся, его идеи никем не воспринимаются. Он считает себя гением, а он разорен. Он проиграл все, причем публично. Люди, которые здесь вынужденно находятся, предпочитали с ними не общаться. Это очень тяжело", - рассказал Владимир Антонов.
Но на этом аргументы в пользу суицида Березовского заканчиваются. Те, кто все же с ним общался, говорят о другом.
"Я считаю, что такой нечистоплотный человек в бизнесе и политике, каким был Березовский, имел массу врагов. И сейчас трудно сказать, кто из них для него был более опасен", - считает Владимир Терлюк.
"Возможны разные варианты. Например, месть воров в законе за смерть Бадри или нежелание семьи Бадри делиться с Борисом Абрамовичем половиной состояния", - размышляет Андрей.
Как известно, после такой же загадочной смерти Бадри Патаркацишвили его жена Инна Гудавадзе уступила Борису Березовскому 50% всего наследства мужа. У двух друзей и партнеров бизнес был действительно общий.
В статье "Что осталось от бизнес-империи Березовского и Патаркацишвили" активы перечисляет журнал Forbes. Итак, поместье на мысе Антиб "Шато де ла Гаруп": оценка - 300 миллионов евро. Компания "ИДС "Боржоми", производящая также воду в России и на Украине: оценка - 400 миллионов долларов. По некоторым данным, после продажи "Боржоми" Березовский уже получил свои 200 миллионов. Четыре пищевых компании на Балканах, с фабриками в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии. Самая известная на всю бывшую Югославию - "Князь Милош". Доля Березовского и Патаркацишвили - 350 миллионов. Грузия. Крупнейшая телекоммуникационная компания MagtiCom - 238 миллионов. А еще остров в Майами - 100 миллионов, ночной клуб в Нью-Йорке для знаменитостей - 6 миллионов. Итого, даже если поместье на Антибе конфискует Франция, остается добра почти на миллиард долларов. Собеседник Андрей считает, что кто-то из наследников Патаркацишвили мог просто не захотеть делить все это с Березовским.
"Я думаю, что это одна из основных версий. Семья вора в законе, бывшие партнеры по бизнесу", - уверен Андрей.
Полиция слишком много не договаривает, считают уже российские криминалисты. Не пытались ли Березовского подвесить уже мертвым, потому и порвали шарф и уронили тело, сломав ребро?
"Профессиональные убийцы. У них много методов", - отметил преподаватель кафедры судебной медицины Первого московского медицинского университета имени И. М. Сеченова Александр Аулов.
"Либо там был человек, который помог ему уйти из жизни по договоренности с ним, либо есть человек, который его просто убил. Но то, что это не похоже на самоубийство, - однозначно. Я бы даже версию самоубийства при таких обстоятельствах, которые мне сегодня известны, не рассматривал", - подчеркнул адвокат, в 1979-1992 годах - следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко.
Интересно, что Березовский в последние недели жизни всячески хотел казаться банкротом. Публично продавал картину Уорхола "Красный Ленин", хотя аукцион Christie▓s подтвердил, что Березовский мог, как и десятки раз раньше, не раскрывать имя владельца, но вдруг впервые специально указал. Он просил у Скотланд-Ярда бесплатно усилить его охрану, потому что свою он вдруг распустил.
"В момент его смерти его охранял один человек. А теперь этот охранник просто исчез", - сказал Владимир Терлюк.
Это еще один факт, о котором молчат власти. Ключевой свидетель, который первым увидел тело Березовского и вызывал полицию, пропал и не доступен даже для Гольдфарба. По его словам, он так и не смог с ним связаться.
Охранник везде был рядом с Березовским. Его зовут Ави. По некоторым данным, он отставной офицер Моссад.
"Он - израильский человек, который не говорит по-русски. Он, наверное, имеет какое-то прошлое в спецслужбах или в спецчастях", - полагает Алекс Гольдфарб.
"Говорят, он - сотрудник Моссад. Возможно, тень падает и на другие силовые структуры. Может быть, в той же Британии, кто его знает", - рассказал Владимир Терлюк.
Подозрения у своей же прессы британские спецслужбы вызывают тем, что засекретили данные видеонаблюдения вокруг дома - якобы камеры могли снять своих. Но зачем им убирать человека, который сам был как минимум информатором Ми-6?
"В 2001 году британские власти исследовали тему преступности и отмывания денег русскими в Великобритании. И когда Березовский приехал сюда, он, конечно же, сотрудничал, давал информацию о других русских бизнесменах", - отметил журналист, автор книги "Лондонград" Марк Холлингсворт.
Не исключено, что за двенадцать лет сотрудничества Березовскому тоже могло стать многое известно, и, собираясь вернуться в Россию, он мог, например, привезти в Москву хотя бы список предателей, работающих на Ми-6. Могут ли за такое убрать британцы?
"Этому нет никаких свидетельств. Это очень маловероятно", - уверен Холлингсворт.
"Это полная чепуха, - считает Алекс Гольдфарб. - Мы находимся, Слава Богу, в Великобритании, где когда власти что-то говорят, обычно это правда".
Разумеется, подозрения в адрес британской разведки - это от все от недостатка информации о следствии. Хотя кто будет спорить: Ми-6 была бы как минимум не профессиональна, не завязав тесных отношений с бывшим заместителем секретаря Совбеза огромной ядерной державы.
Вопросы вызывает не место Ми-6 в жизни Березовского, а ее возможная роль в смерти олигарха. Мы помним, как однажды уже странно умирал один агент британской разведки - Александр Литвиненко. Спустя шесть лет все материалы все еще засекречены. В случае с Березовским у нас есть такой же риск еще долго ничего не знать.


















































































