Часть себя потеряла Россия. Галина Вишневская была такая её дочь, которая воплощала мощь, накопленную народом за многие века. В эти дни приходится слышать, что она стала человеком мира. Но если и так, то потому, что Вишневская была по-настоящему русской: она триумфально взлетала на новые высоты в искусстве и с благородным презрением воспринимала несправедливость. Щедро распоряжалась своим роскошным талантом и красиво управлялась с семьёй. Учеников оперного пения Вишневская учила дышать. Впрочем, и всех остальных тоже.

В русской истории навсегда остались имена женщин, составивших славу Отечества. Марфа Посадница, княгиня Ольга, Анна Ахматова. В этом ряду и ставшая при жизни легендой и мерилом лучших черт национального характера, оперная примадонна Галина Вишневская. Ее и называли царицей - не только за внешнюю красоту, за сурово сдвинутые брови и всегда прямую спину. Но главное - за бескомпромиссность, смелость, гордость.

"Это было совершенно безразлично, честно говоря, что про меня сказали. Я выходила на сцену и делала свое дело. Как только я могла, на сто процентов я выкладывалась всегда и честно служила искусству. Это мой путь", - говорила Галина Вишневская.

Гражданская и человеческая позиция - вот что у нее было с юных лет, если читать ее знаменитую книгу "Галина". Она могла отказаться от куска хлеба в молодости, от привилегий и комфорта в советское время, чтобы не идти на сделки с совестью. Они с Мстиславом Ростроповичем в брежневские времена приютили у себя Александра Солженицына, который у них на даче писал свой "Архипелаг Гулаг". Вишневскую и Ростроповича режим, против которого они пошли, наказал запретом на профессию, а затем высылкой из страны.

"Ростропович и Галина Павловна Вишневская были гениальными личностями, а не только гениальными музыкантами. Надо молиться, чтобы наша Россия не оскудела и хоть время от времени посылала нам таких людей, без которых мы измельчаем", - говорит президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.

Они были достойны друг друга. Действовали заодно, хотя Мстислав Леопольдович в шутку называл себя подкаблучником, и говорил, что ему это нравится. Они вызывали восхищение: 50 лет совместной жизни, прекрасные дочери и внуки.

"Оба они являлись символами русской культуры не только в России, но и во всем мире. Когда их выгнали, они все-таки представляли Россию. Эти два человека были не только великими музыкантами и артистами, но и великими гражданами этой страны", - говорит народный артист СССР, дирижёр Юрий Темирканов.

Наше время не избаловано гениальными личностями. Пассионариев мало, порядочный человек - уже редкость. Как и сами слово порядочный, и само понятие. Вишневская четко делила людей на достойных и недостойных, будь этот человек уборщиком в театре или народным артистом, не важно. Она уважала себя, свой талант, ум, красоту, профессионализм. И это давало ей силы никого и ничего не бояться.

"Большая для меня радость, что судьба свела меня с этой удивительной русской женщиной и в этом смысле с великим русским искусством", - говорит народный артист России, режиссёр Александр Сокуров.

"Мы очень близки были. И очень близки были и со Мстиславом Леопольдовичем. И вот только сейчас я смотрю и думаю: Господи, она ушла сейчас к любимому человеку. Но нам тяжело, без них тяжело. Потому что они оба были и легендами, и покорителями сердец человеческих, причем в мировом масштабе", - вспоминает Наина Ельцина.

Нам, всей стране, будет очень не хватать это гордой сильной женщины. Ее фотографии, записи ее чудного сопрано, фильмы и интервью будут напоминать о ней. И заставлять всех нас разогнуть спину и вдохнуть морозный российский воздух полной грудью.