Поступок учительницы Марины Савченко (она же и директор школы) стал поводом для судебных исков, разбирательства прокуратуры, но и для общероссийской дискуссии о хиджабах, которую другие страны уже прошли.
Недавно хиджабы, например, запретили во Франции - в европейской стране с рекордным процентом мусульман. Хиджабы в школах запрещены, например, в Турции. Запрещены и в Азербайджане. Собственно, они запрещены везде, где возникает реальная угроза культурного перерождения. А Россия такие попытки на Северном Кавказе проходила. И большой кровью заплатила за них.
Проблема появления хиджабов на юге России предстала сейчас столь острой, что в дискуссию включился и министр образования Ливанов. Надо сказать, странным образом.
"В каждой школе есть пространство для компромисса. Девочки ходили с первого сентября с покрытой головой, это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни, в принципе, общим нормам", - заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
После таких слов учительница осталась с проблемой один на один. Для Марины Савченко вызов здесь очевиден. Площадка государственной школы должна остаться светской и, будь то хиджабам, будь то хоругвиям или другим ярким, акцентированным знакам религиозной принадлежности там не место.
Министр образования Ливанов, к сожалению, высказал другую позицию. Впрочем, правительство у нас полифонично. Вот точка зрения министра культуры.
"По большому счету, именно в школе складывается единство нации. И мне кажется, что это не вопрос уважения, неуважения к религиозным чувствам, мне кажется, что школа - это то редкое место, где должны формироваться общие ценности", - сказал министр культуры РФ Владимир Мединский.
Дело дошло до президента России. Путин на встрече с Народным фронтом.
"Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это очень важно. Второе: у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить. И третье: я бы все-таки подумал о том, чтобы, но подумать об этом нужно именно на региональном уровне, а может быть даже на муниципальном, о том, чтобы вводить единую форму одежды. Потому что здесь проблемы не только религиозного представительства или внешних атрибутов религиозных, есть и чисто житейские вещи. Это не очень приятно, когда одни дети приходят, одетые так, мягко говоря, шикарно, а другие совсем, мягко говоря, скромно. Все-таки в таких коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта", - предложил президент России Владимир Путин.
Как говорили в советские времена, "у меня есть мнение, но я с ним не согласен". Такое положение сейчас у министра образования Ливанова. Позиция президента требует от его ведомства прямых действий, причем не только по внешнему облику школьников. Ведь если школа - действительно место, где куётся единство нации, то в регионах России нужно срочно проводить аудит по драматичному сокращению классных часов, отведенных на русский язык и литературу - особенно в национальных республиках. Процесс идёт, но если занимать дряблую постмодернисткую позицию, то опять ничего страшного. Впрочем, это план будущего.















































































