Никогда не было по-другому. С древнейших времен и поныне. Только высокие цели.
"XIV век. Тамерлан. Не очень набожный, но чрезвычайно талантливый правитель и военачальник в 1398 году объявил, что в Индии братья по вере нуждаются в помощи. Тогда правили там мусульмане.
XV век. Конкистадоры шли в Новый Свет нести прогресс, процветание и истинную веру. Просвещать неразумных, плохо вооруженных инков и ацтеков.
XIX век. Наполеон. Объявил, что Россия неблагородно нарушает условия Тильзитского мира, продолжая торговать с Англией.
Ни одна война не может начаться без причины. Только ее одной не достаточно. Нужен яркий, броский повод. А что делать, когда повода нет, и желанный противник его не дает? Все просто. Повод надо создать.
Первое сентября 1939 года. Несколько убитых заранее заключенных офицеры СС подбрасывают на радиостанцию в Гляйвице. Устраивают беспорядочную стрельбу для шума и выкрикивают на польском антинемецкие лозунги в эфир.
"Там пограничники, потом радиостанция. И объявили всему миру, что поляки на них напали. В это никто никогда не верил, но определенная часть обывателей - на них это произвело впечатление", - рассказывает ветеран Второй мировой войны, президент Российской академии военных наук, доктор военных и исторических наук, профессор Махмут Гареев.
Обвинив Польшу в нападении, Гитлер начинает Вторую мировую войну. Даже диктаторам нужен повод, поднимающий дух, праведный гнев и готовность умереть за идеал. Тем более в современном обществе, где одни должны хотеть идти на смерть, другие быть готовыми осиротеть, а все остальные за это заплатить. США много лет искали повод напасть на Кубу.
"Кеннеди спросил о развитии кубинского вопроса, и Объединенный комитет начальников штаба предложил убить несколько американцев в рамках тайной операции и представить это, как нападение кубинцев на территории Америки. Это могло дать повод для войны с Кубой. Но в этом им было отказано", - рассказывает сотрудник антитеррористического центра ЦРУ Роберт Стил.
Редчайший случай, когда повода не нашлось. Обычно с этим загвоздок нет. XX век превратил подготовку к войнам и переворотам в медийное шоу. XXI довел его до циничного совершенства. Именно на этапе подготовки самые могущественные государства выглядят самыми уязвимыми. Как США перед Вьетнамом. 63-й год. Тонкинский залив. Приборы вроде бы показали атаку на американский эсминец девятью торпедами, ни одна из которых не попала в цель.
"Сразу после инцидента капитан попросил меня проанализировать все показания эхосонара. Я провел три дня, пытаясь вычислить торпеду, хоть что-то, что исходило бы не от наших кораблей, стоявших в заливе. Но ничего. Абсолютно ничего", - вспоминает радист Патрик Парт.
"Капитан корабля отправил послание, где говорилось, что он ничего не видел. Что он пересматривает все свои предыдущие послания и считает, что вероятно сражался с призраками. Пентагон и администрация президента решили проигнорировать его последнее письмо и воспользовались инцидентом в Тонкинском заливе как оправданием начала войны", - рассказывает Роберт Стил.
Так, с ряби на воде началась война во Вьетнаме. 11 сентября 2001 года. Неслыханная террористическая атака. Ужас, отчаяние и невинные жертвы. Неизбежно и справедливо США объявляют войну террору.
"Из 18 человек, которые имели отношение к теракту в Соединенных Штатах, 15 все-таки представляли Саудовскую Аравию", - говорит политолог, депутат Госдумы РФ Вячеслав Никонов.
Но вся американская военная мощь, все усилия и интеллект разведок направлены на Ирак. Госсекретарь США Колин Пауэл на заседании ООН демонстрирует пробирку, как доказательство, что Саддам Хусейн запасается химическим оружием. Доказывает, что Ирак готов сделать атомную бомбу и вообще, Саддам - диктатор.
"Представлял определенную силу на Ближнем Востоке, которая Соединенными Штатами никак не контролировалась. И вот эта неконтролируемая сила была в результате американо-английской агрессии ликвидирована. Кроме того, это был очень удобный громоотвод после событий 11 сентября 2001 года показать, что ударили решительно, так народу это нравилось", - объясняет директор Института проблем международной безопасности РАН, декан факультета мировой политики МГУ Андрей Кокошин.
Всегда срабатывающий прием. На фоне очевидных событий предложить для яростного обсуждения несколько видов лжи. Поводы. И увлеченное общество будет сосредоточено на них, а не на реальных причинах.
Советские вожди тоже пользовались принципом "несколько видов лжи взамен одной правды". Поводом для вторжения была просьба Хафизуллы Амина к руководству СССР о военной помощи.
"Мотивов и подлинных причин в большинстве архивных документов вы не найдете. Но они были в головах у членов Политбюро, которые, в общем, исходили из того, что действительно мы ведем борьбу с мировым капитализмом, нужно расширять ареал действия, ареал существования социализма", - рассказывает директор Института проблем международной безопасности РАН, декан факультета мировой политики МГУ Андрей Кокошин.
Советы объявили, что помогут Амину и трудовому афганскому народу. Советские спецназовцы Амина убили, советские войска увязли в Афганистане на десять лет. А, по сути, СССР и США воевали в Афганистане друг с другом. Одни - за светлые идеи коммунизма, другие - за светлые идеи демократии.
"С первых, по существу, десятилетий существования США как независимого государства появилась концепция американской исключительности, а затем концепция предначертания судьбы Соединенных Штатов как маяка свободы, которых сама судьба заставляет цивилизовывать соседние страны, народы, нести факел свободы. Под флагом предопределения судьбы, например, Соединенные Штаты в ходе войн захватили у Мексики такие территории, как Флорида, Техас, позднее Калифорнию", - рассказывает Вячеслав Никонов.
Тамерлан, разграбив Дели, вернулся из похода с караваном сокровищ. Разоренные мусульманские правители навсегда потеряли власть в Индии. Просвещенные конкистадоры меняли стекло на золото, потом за золото убивали. Цивилизации инков и ацтеков перестали существовать. Ни Наполеон, ни Гитлер истинных целей не добились и закончили жизнь хоть и по-разному, но в позоре. И с новейшей историей так же. Оружия массового поражения в Ираке не нашли, Саддама казнили, а страна на грани распада. Борьба сверхдержав в Афганистане породила талибов, а значит, новые поводы для борьбы за правое дело в любой точке планеты.












































































