15 ноября в столице состоялся давно ожидаемый допрос. В качестве свидетеля в Следственный департамент МВД прибыл бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Вопросы к нему возникли в связи с расследованием аферы с "Премьер Эстейт": как 13 миллиардов бюджетных средств через банк Москвы осело на счетах его жены - Елены Батуриной? Сама Батурина на допрос пока не приехала. Хотя повестку через мужа ей передали. Между тем, на этой неделе сын Лужкова Александр продал свою рекламную компании. Что еще может скрывать теневой бизнес семьи Лужковых?

Юрий Лужков как вошел, так и вышел с черного входа. От прессы он пытался укрыться за тонировкой черного "Ауди", который, по его же просьбе, ему оставило новое руководство Москвы. Так что "позитивного настроя" экс-мэра, про который говорил адвокат, никто не увидел. Скорее усталость. Допрос в качестве свидетеля продолжался четыре часа.

"Юрий Михайлович ответил на все вопросы, которые ему задавались. От ответа ни на один вопрос Юрий Михайлович Лужков не уклонился", - говорит адвокат Юрия Лужкова Генри Резник.

"На поставленные вопросы Юрий Лужков ответил общими фразами. Безусловно, будет проведена проверка данных показаний. И в случае необходимости будут сформулированы вопросы конкретизирующего характера", - говорит руководитель пресс-службы Следственного департамента МВД России Анжела Кастуева.

Следователей интересовали взаимоотношения московского правительства с "Банком Москвы", бывшее руководство которого обвиняют в крупном мошенничестве. Ни для кого не секрет - именно Юрий Лужков в 1995-м создал этот городской банк и все последующие 15 лет, как мэр, его курировал.

Свои показания следствию он комментировать не стал, объяснив в единственном интервью - дал подписку о неразглашении.

"Я был уверен в своей правоте, поэтому и пришел", - заявил Юрий Лужков телеканалу "Дождь".

"То есть вы максимально обнажены, ничем не защищены, кроме убежденности?" √ уточняет журналист.

"Я уже 20 лет обнажен. Единственное, может быть, осталось трусики снять", - говорит Юрий Лужков.

Махинации прежних менеджеров банка - президента Андрея Бородина и его зама Дмитрия Акулинина - обнажила большая проверка. Следствие установило: в 2009 году их банк выдал огромный кредит в 12 миллиардов 760 миллионов рублей никому не известной фирме "Премьер-Эстейт", которой было всего три месяца, а капитал - только десять тысяч рублей. И в скором времени деньги успешно перекочевали на счета компании "Интеко" супруги Лужкова Елены Батуриной.

Случайно или нет, в тот самый день, когда Мосгордума серьезно пополнила уставной капитал "Банка Москвы". Следствие уверено, что неслучайно. Новый менеджмент банка тоже.

"Такого рода нарушения возможны при не только попустительстве, но и покровительстве", - считает президент Банка Москвы Михаил Кузовлев.

Бородин и Акулинин объявлены в федеральный розыск. И, скорее всего, находятся в Лондоне. А обнаруженные в банке документы вскрывают все новые темные дела.

"Руководство Москвы выпускало постановления о том, что в поддержку банка ради совершенно благих целей выделять Банку Москвы строительные площадки и потом росчерком пера совершенно случайно проходили дополнения к этим документам, что заменить название "Банк Москвы" на название совершенно никому неизвестной компании", - рассказывает Михаил Кузовлев.

Вот случай с конкретным участком по адресу: Олимпийский проезд, 1. Пятого августа 2002 года решением Совета при мэре его предоставили банку под офис. А 14 октября, втихаря, передали его ЗАО "Траст-резерв", принадлежавшему лично Андрею Бородину, уже под "офисно-гостиничный многофункциональный комплекс". Эти материалы тоже передали следствию. А оно ждет на допрос еще одного свидетеля - Елену Батурину. Ее приглашали уже трижды. Но она из Лондона утверждает: это не так.

"Понятно, что у меня дети за границей. Я живу за границей. И никто не предпринимал никаких попыток отправить мне повестку с просьбой явиться на допрос", - заявила Елена Батурина LifeNews.

По словам адвоката Батуриной, повестки до сих пор направляли в московский офис "Интеко", а надо было в Великобританию. Точный адрес никто не дает, но по информации издания "Дэйли Телеграф" чета Батурина-Лужков поселилась в арендуемом доме в западной части Лондона, чтобы уж наверняка Следственный департамент передал повестку Елене Батуриной через мужа. Весь вопрос теперь: передаст ли он ей. Ведь тогда ей придется приехать в Москву. А раньше он был против.

"Я запретил ей это делать, потому что нет никаких гарантий в том, что она сможет вернуться обратно к детям", - заявил Юрий Лужков "МК".

"Я думаю, что уважаемые супруги Лужков и Батурина выяснят эти отношения между собой, и тогда, когда, еще раз подчеркиваю, повестка в установленном порядке будет вручена, мы с вами узнаем о решении Батуриной относительно явки на допрос", - говорит адвокат Елены Батуриной Александр Аснис.

Пока супруга экс-мэра думает, в Москве, уже в четверг, 24 ноября, начинается еще одно дело, где с нее лично и с компании "Интеко" требуют 340 миллионов рублей. Иск предъявил ее скандально известный старший брат и бывший компаньон Виктор Батурин, объявив, что это его прибыть, а не сестры.

"Дело не в моей сестре и не в Юрии Михайловиче. Дело в справедливости", - говорит предприниматель Виктор Батурин.

И на этой же неделе стало известно, что свой московский бизнес продал сын Юрия Лужкова Александр. Он владел сразу двумя рекламными компаниями - "Базис-медиа" и "Река и Солнце". И ему принадлежали больше 500 дорогих рекламных мест на крышах зданий и вдоль кольцевых дорог. По словам рекламщиков, именно у Лужкова-младшего мэрия размещала так называемую социальную рекламу.

"Река и солнце" в частности получало очень хорошие рекламные места в обход тендеров. Скандалы громкие, когда жаловались участники рынка. Но эти возмущения не имели никакой силы. Все оставалось на своих местах, пока власть в Москве не сменилась", - рассказывает редактор информационного интернет-портала "Slon.ru" Александр Кияткин.

Все эти факты следователям еще предстоит проверять. А вот по делу Банка Москвы Юрия Лужкова могут снова вызвать на допрос и снова в качестве свидетеля. Лужков обещал явиться.