Как расшифровать образ Штирлица

Сегодня Европа участвует в боевых действиях, спонсируя киевский режим и поставляя ему оружие. Противостояние идет без оглядки на интересы собственного населения. Всё это уже было в истории, уроки которой легко забывают, руководствуясь антироссийскими настроениями. О том, насколько легко при поддержке Запада может быть возрожден нацизм, говорил один из героев фильма "Семнадцать мгновений весны". Картина Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семёнова вышла на телеэкраны ровно 50 лет назад.

Идея фильма о подвиге советского разведчика-нелегала в самом логове врага родилась в Комитете государственной безопасности Советского Союза, и сегодня, 50 лет спустя, можно с уверенностью сказать: Штирлиц вышел из коридоров Лубянки.

Духовным отцом фильма стал председатель КГБ Юрий Андропов, незадолго до съемок он вызвал своего первого заместителя Семена Цвигуна и поручил ему стать главным консультантом новой ленты.

Генерал-полковник Семен Цвигун не просто второе лицо всесильного ведомства. Он профессиональный историк и писатель. По его сценариям выходят картины "Фронт без флангов" и "Фронт за линией фронта". В титрах "17 мгновений" Цвигун появляется под псевдонимом Мишин.

"Было условие от Юрия Андропова, чтобы не под своим именем, – вспоминает внучка Цвигуна Виолетта Ничкова. – Он приезжал и отсматривал уже готовые и полуготовые серии, чтобы все было максимально достоверно. Но при этом, чтобы не были раскрыты, может быть, какие-то важные секреты".

Для работы на съемочной площадке Цвигун назначает своего представителя полковника КГБ Георгия Пипию, этнического грузина, выросшего в Абхазии. В фильме Пипия появляется под псевдонимом Колх (от слова Колхида).

"Пипия в свое время закончил Тбилисский университет по специальности "история". После этого защитил кандидатскую диссертацию по теме "Рабочее движение в Германии и Веймарская Республика". Поэтому не случайно, что выбор руководства пал на этого человека", – объясняет историк спецслужб Олег Матвеев.

Май 1967 года, приближалось 30-летие Победы. Возглавивший КГБ Юрий Андропов решает заняться созданием положительного образа ведомства. На Западе гремят фильмы про Джеймса Бонда, в СССР с успехом идет трилогия "Щит и меч" про нашего разведчика нелегала Иоганна Вайса. Он, как и Штирлиц, работает в нацистской Германии. Но Андропов мечтает об идеальном образе нашего разведчика. Им стал Максим Исаев.

"Хотя это литературный герой, вымышленный герой – он стал символом нашей разведки. Он один из символов советского характера и русского характера", – говорит писатель и публицист Арсений Замостьянов.

Своего Штирлица маэстро политического детектива Юлиан Семенов придумал в середине 60-х. Настоящая фамилия Штирлица – Всеволод Владимиров, дворянин, сын профессора права и филологии. Исаев – его оперативный псевдоним.

В фильмах "Пароль не нужен" и "Майор Вихрь", что очень понравились Андропову, Исаев-Штирлиц – второстепенный персонаж. Но всесильный шеф КГБ потенциал разглядел Семенова. Писателя пригласили на Лубянку, и Андропов предложил превратить Максима Исаева в суперагента в самом сердце рейха.

"Юрию Владимировичу доложили; он согласился допустить его в архивы и привлечь в качестве автора", – вспоминает генерал-майор КГБ СССР Георгий Пипия.

"Юлиану Семенову предоставили возможность ознакомиться, видимо, не со всем комплексом материалов, но с какими-то материалами по агенту Брайтенбаху, то есть по Вилли Лемону. И что Семенов был поражен этой историей, он сказал: это мое, я буду этим заниматься", – говорит историк Константин Залесский.

Гауптштурмфюррер СС Вилли Лемон – советский агент Брайтенбах служил в гестапо. Отправлял в Москву секретные сведения о подводных лодках и ракетах ФАУ. Другой прообраз – генерал майор Александр Коротков, перед войной – резидент советской разведки в Германии. Чьи бы черты ни воплотил Семенов в Штирлице, это был не придуманный Джеймс Бонд, а герой с настоящей, пусть и собирательной судьбой.

"У них нет такой драматической и захватывающей истории, как у нас. У них нет такой разведки, у них вообще нет нелегальной разведки. Они со мной работали с помощью наших перебежчиков", – говорит советский разведчик Михаил Любимов.

В фильме сыграло рекордное количество народных артистов СССР. И как сыграло! Отрицательное обаяние высших нацистов был столь убедительным, что победа над таким сильным и хитрым врагом придавала особую ценность. Броневой-Мюллер, Куравлев-Айсман и Табаков-Шелленберг сыграли своих героев дерзко, виртуозно, блестяще.

Уже после выхода картины Андропов позвал к себе домой съемочную группу отметить событие и сказал Табакову: "Олег, так играть бригаденфюрера СС – это просто безнравственно".

"Все сработало в руках Лиозновой! Даже комедийные или лирические артисты вдруг стали восприниматься, как часть этого Третьего рейха. Есть очень много других фильмов о разведчиках, которые никогда не вышли на уровень "Семнадцати мгновений весны", – говорит киновед Вячеслав Шмыров.

Зрители безоговорочно верили фильму, полагая, что он основан на реальных событиях. Генсек Брежнев хотел сам вручить Героя Советского Союза Штирлицу, полагая, что Максим Максимович Исаев — реальное лицо.

"Когда прошла картина, то Леонид Ильич Брежнев был растроган до слез. Он эту картину воспринял, как настоящую жизнь", – вспоминала сама Татьяна Лиознова.

Характеристики героев и коллизии шпионской драмы Семенов разрабатывал в паре с руководителем контрразведки Виталием Бояровым.

"И даже в "Семнадцати мгновениях весны", где речь идет вроде как о разведке, получается, что Штирлиц, работая во внешней разведке фашистской Германии, фактически выполняет функции контрразведчика", – говорит историк спецслужб Олег Матвеев.

Многие эпизоды, например, спасение из гестапо арестованной русской радистки, чтобы организовать радиоигру, – классический почерк действий контрразведки.

Элеонора Шашкова. Прошло полвека, но для миллионов она по-прежнему жена Штирлица. Роль без единого слова в пятиминутной сцене, вошедшей во все учебники кинематографии, Элеонора сыграла без проб. Были только ее наполненные любовью глаза и щемящая музыка Таривердиева.

"И когда Татьяна Михайловна показать Таривердиеву весь, он сказал: я все понял, подошел к фортепьяно, которое там было, сел и заиграл мелодию. Она сказала: боже, это оно", – вспоминала Элеонора Шашкова.

"Ты его очень любишь, страдаешь, переживаешь, как он тут, что он пьет, как тут живет? И последний кадр – самый-самый важный. Она понимает, что, может быть, это последняя их встреча".

Финал Великой Отечественной войны разыгрывается как пролог войны холодной. На секретных переговорах "Санрайз кроссворд" нацистский генерал Вольф и руководитель резидентуры США в Европе Аллен Даллес хотят заключить сепаратный мир втайне от Москвы.

"Есть такой эпизод в фильме, когда Молотов принимает английского посла, и вручает ему ноту протеста против сепаратных действий союзников, которые велись за спиной Советского Союза, которые разоблачил Штирлиц, – вспоминает советник 1-го класса в отставке Дмитрий Ежов, сын Всеволода Ежова. – И Лиознова попросила отца обязательно присутствовать на съемках, поскольку отец несколько раз близко общался с Молотовым".

В октябре 1941-го Сталин вызывает главу пятого отдела ГУГБ НКВД Павла Фитина и ставит задачу – не допустить, чтобы правящие круги Америки и нацистская Германия заключили сепаратный мир. В Германии под началом Фитина 13 резидентур. Получается, Штирлиц – один из его немецких разведчиков-нелегалов.

С реальным обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом (в кино его сыграл Василий Лановой) Юлиан Семенов для работы над книгой встречался лично. Вольф посетовал на позорную нищету боевого генерала и попросил за интервью денег. Сошлись на паре бутылок водки и русской икре. А сыгравшему Вольфа Лановому восхищенный генерал отправил потом бутылку коньяка.

Сериал снимали больше трех лет.

"Когда смотрел Цвигун, Лиознова видела, что он все время что-то пишет, пишет, пишет. Поэтому она разволновалась и говорит: ой, я не могу, он все время пишет, что же делать? Оказывается, он писал то, что ему понравилось", – вспоминал Вячеслав Тихонов.

Премьеру планировали на 9 мая 1973 года. Но в июне Брежнев должен был лететь в США и показ фильма перенесли на август. Успех – оглушительный. Премьеру посмотрели свыше 80 миллионов. Через три месяца – повторный показ. "Когда Штирлиц идет по Берлину улицы Москвы пустеют", писали западные газеты.

"Один из немногих и по-настоящему впечатляющих шоу на советском телевидении можно назвать фильм "Семнадцать мгновений весны" 1973 года. Но NBC вряд ли его покажут. В телефильме критикуется поведение США во Второй мировой войне", – писал Роберт Кайзер из "Вашингтон Пост" в декабре 1973 года.

"Потрясающая актерская игра, высочайший уровень технического производства. Фильм о советском шпионе, который внедряется в гестапо и разрушает платы тайного мирного соглашения между нацистами и американцами, которое бы развязало руки гитлеровским войскам в отношении русских на восточном фронте", – писал Роджер Ледингтон из газеты Green Bay Press-Gazette в 1974 году.

Это кино, где за все 14 часов экранного времени почти нет погонь и перестрелок, но есть интеллектуальное фехтование. И сегодня, полвека спустя, уже на новом витке противостояния между Востоком и Западом кино про идеального советского разведчика актуально как никогда.