Трепова запнулась на вопросе в ходе проверки на полиграфе

В Санкт-Петербурге состоялось первое слушание по делу об убийстве военкора и писателя Владлена Татарского. В совершении теракта обвиняется Дарья Трепова, которая, по версии следствия, действовала по указаниям Киева и подарила статуэтку военкору, зная, что в ней взрывчатка. В результате Владлен Татарский погиб, еще 52 человека пострадали.

В октябре завершено следствие по делу Дарьи Треповой. И уже в ноябре – первое заседание суда. Оно проходит в Санкт-Петербурге, по месту совершения преступления. Дело Треповой будут рассматривать сразу трое судей.

Обвиняемую доставили в суд за несколько часов до начала заседания. У входа собралась огромная очередь из журналистов, свидетелей и пострадавших. Заседание проходило в открытом режиме, но протокольная съемка была очень короткой.

Дарья Трепова была спокойной и сосредоточенной. Черное платье, белая блуза, невероятно торжественный вид. К такому ажиотажу вокруг своей персоны Трепова уже привыкла. И все же читался в ее лице и страх. Она коротко о чем-то посовещалась со своим защитником. На вопрос судьи, согласна ли на то, чтоб в зале велась видеофиксация, ответила: "Да". Впрочем, видеосъемку запретили, основываясь на решениях большинства свидетелей и пострадавших – их тут более 80 человек.

Следствие, которое началось сразу после теракта, в апреле, было стремительным. Вечером установлено имя исполнительницы, еще через несколько часов – ее местоположение. Спустя полгода – следствие завершено. Результат – 65 томов, которые переданы в Санкт-Петербургский суд. Обвинение по трем статьям: подделка документов, незаконный оборот взрывных устройств, теракт.

Накануне Трепова прошла тест на полиграфе, запнувшись на вопросе о том, знала ли, что в статуэтке находится взрывчатка. Ранее отвечала, что об этом ей не было известно, но полиграф показал, что она врет. И еще днем ранее Дарья Трепова прошла психологическую экспертизу. Серьезных отклонений не обнаружено, она вменяема и полностью отдавала себе отчет в том, что совершила.

"Выполняя за вознаграждение указания, поступавшие с территории Украины, 2 апреля этого года она принесла в кафе, в центре Санкт-Петербурга статуэтку, начиненную взрывчаткой. Трепова передала ее Владлену Татарскому. В результате последовавшего взрыва он погиб, ранения различной степени тяжести получили 52 человека, находившихся в кафе. Следствием установлено что данное преступление длительное время тщательно готовилось на территории Украины", – проинформировала официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.

Трепову завербовал через Twitter бежавший из России на Украину журналист Роман Попков. Обратил на нее внимание после того, как она с мужем участвовала в митингах у Гостиного двора и шутила об этом в соцсетях. В октябре прошлого года Попков свел Трепову с другими организаторами теракта, ей придумали легенду. Студентка Академии художеств, патриотка. Для достоверности создали ей свой Telegram-канал, где время от времени она публиковала патриотические и искусствоведческие статьи. Сделали водительское удостоверение на имя реально существующей студентки Анастасии. Все ее перемещения, в том числе в день теракта, прослеживались через систему родительского контроля на телефоне. Следили как за неразумным ребенком. Обещали в тот же вечер после теракта вывезти Трепову в Узбекистан, а затем на Украину. И бросили.

Так ее кураторы на Украине обсуждали возможность вызволения Треповой из застенков: "Подлинную Дашу мы услышим, когда она будет на свободе и на свободной земле. Я верю, что этот час настанет, и он не так уж и далек, вот. Это по поводу Треповой. А, да, и еще важно напомнить. Необходимо кампанию по поводу Даши разворачивать общественную, потому что она в любом случае герой. Мы сейчас не разбираем события 2 апреля, кто там какую играл роль, это пускай адвокаты с этим работают. Мы же не адвокаты и не менты, правильно, да? Даша в любом случае герой, в застенках, человек, лишенный права на свободное, честное, справедливое судебное разбирательство. И задача всех честных людей – выступать в ее поддержку. В первую очередь это касается творческих элит, это касается той самой леволиберальной тусовки. Все-таки Даша феминистка, на секундочку, она таких довольно левых взглядов человек".

От своих украинских кураторов она получила 195 тысяч рублей через криптокошелек. Биткоины сама конвертировала в рубли, а затем переводила себе на карту. Их она почти полностью потратила на проживание в Москве и Санкт-Петербурге, покупку мобильных телефонов для связи с кураторами, поездку в Омск ради лекции Татарского. В доверие втереться смогла. 2 апреля на творческой встрече в кафе Владлен Татарский узнал Трепову, назвав ее Настей, и принял статуэтку, начиненную взрывчаткой, у нее из рук.

Владлен погиб на месте, став единственной жертвой преступления. Но 52 человека пострадали в кафе: контузии, переломы, рассечения и глубокие порезы.

Сама Трепова отделалась легкой контузией. Обрезав волосы, сбрив брови и переодевшись, она несколько часов разъезжала по городу на разных такси, путая следы. Скрывалась у друга Дмитрия Касинцева, где ее и обнаружили оперативники. Касинцев – тоже в зале суда. За укрывательство ему грозит два года колонии.

Заседания по делу Треповой и Касинцева в расписании работы суда назначены на каждый день, начиная с 15 ноября. Последняя дата – 22 декабря. В эти сроки планируется огласить приговор.