Транспортные компании прекращают возить грузы через Суэцкий канал из-за хуситов

Четыре крупнейшие транспортные компании, на долю которых приходится около 53% мирового объема морских контейнерных перевозок, были вынуждены приостановить следование судов через Красное море из-за участившихся атак йеменских хуситов.

Нефтяной танкер, который ходит под флагом Каймановых Островов, но принадлежит норвежской компании, судя по всему, стал очередной мишенью для йеменских хуситов. Представитель корпорации Inventor Chemical Tankers подтвердил, что судно подверглось атаке в Красном море.

"В танкер попал некий объект. Никто не пострадал. На борту находятся 22 члена экипажа и три вооруженных охранника. Удар пришелся в корму по левому борту. Кроме этого нам мало что известно", – сообщил член совета директоров компании Ойстен Элган.

А начали хуситы с захвата сухогруза Galaxy Leader, которым управляет японская компания-оператор. 19 ноября на борт высадился десант. Он отбуксировал судно к побережью Йемена. Переговоры об освобождении сухогруза пока ни к чему не привели.

Galaxy Leader превратился в местную "достопримечательность". Предприимчивые бизнесмены теперь возят туда туристов.

После появления в Красном море кораблей стран НАТО хуситы перешли от захватов к авиаударам. В пятницу, 15 декабря, йеменцы поставили своеобразный рекорд, атаковав беспилотниками и даже противокорабельной ракетой сразу четыре танкера и контейнеровоза.

"Вооруженные силы Йемена подтверждают: мы продолжим создавать препятствия для всех судов, которые направляются в гавани Израиля, до тех пор, пока наши стойкие братья в секторе Газа не начнут получать столь необходимые им продукты и медикаменты", – заявил представитель Вооруженных сил Йемена бригадный генерал Яхья ас-Сари.

Корабли западных держав пытаются навести в Красном море порядок. В субботу американский эсминец Carney сбил 14 беспилотников, запущенных хуситами.

Но крупнейшие корпорации, похоже, больше впечатлены теми несколькими случаями, когда хуситским дронам удалось поразить цели. Британская нефтегазовая компания BP накануне объявила: ее танкеры пока не будут заходить в Красное море. А четыре транспортные компании, на долю которых приходится в общей сложности 53% мирового объема морских контейнерных перевозок, в конце прошлой недели также рекомендовали своим судам выбрать пусть и более длинный, зато безопасный маршрут. Это означает отказ от использования одной из самых загруженных и доходных морских артерий – Суэцкого канала.

"Движение через канал осуществляется нормально, в обычном режиме. Мы пристально следим за последствиями, которые ситуация в Красном море может иметь для мореходства в Суэцком канале", – рассказал глава его администрации Осама Раби.

У администрации есть все основания переживать за свои доходы. В том числе в связи с воинственными планами Соединенных Штатов.

Как утверждает портал War Zone, министр обороны США Ллойд Остин в ближайшие дни объявит об операции "Страж процветания" в Красном море. Туда уже направляются дополнительные американские, британские и французские корабли.

"Военные действия Соединенных Штатов в этом районе Красного моря, конечно, приведут к дестабилизации ситуации. И это будет представлять угрозу для судоходства в большей степени, чем действия хуситов. Конфликт в Газе и удары Израиля по мирному населению сектора – это главная причина того, что хуситы вмешались вот таким вот образом. Приостановление, по крайней мере на время военных действий, – вот это главная проблема, на которую должно быть направлено и дипломатическое какое-то участие", – считает ведущий научный сотрудник Института востоковедения ЦАИИ РАН Борис Долгов.

По оценкам журнала The Economist, через Суэцкий канал проходит около 12% мирового торгового грузооборота и около 30% всех морских контейнеров.

Путь из японской Иокогамы в нидерландский Роттердам через Суэц – этот маршрут считается своего рода эталоном при расчете сроков и стоимости фрахта – занимает в среднем 33 дня. Как утверждает администрация канала, с момента первого нападения хуситов от этого варианта маршрута отказались всего 55 судов. Им придется огибать весь африканский континент. Это более чем на 3 тыс. морских миль больше и примерно на 12 дней дольше. Но есть и еще одна альтернатива, которая с учетом напряженности в Красном море становится все более привлекательной. Это Северный морской путь вдоль побережья России. Он примерно на треть короче маршрута через Суэцкий канал.

Как прогнозирует правительство РФ, объем перевозок по Северному морскому пути в текущем году поставит очередной рекорд – более 36,5 миллионов тонн.