872 дня голода, холода, страха и неизвестности. Эту неделю проводят в городе своего детства несколько ветеранов из Красноярского края. Еще живы люди, которые были очевидцами тех событий. Каждое воспоминание кажется невероятным, человек не может такое выдержать.

C чувством юмора идут по жизни. В последние годы собираться вместе все труднее, поэтому каждая встреча – радость. Торжественный вечер в честь 80-летия со дня полного снятия блокады Ленинграда. Участников тех событий, тогда они были детьми, можно узнать по зеленым ленточкам на груди. К фотографиям – хроника блокадного Ленинграда – не подходят. Слишком тяжело и смотреть, и вспоминать.

Зоя Этцель, жительница блокадного Ленинграда:

"3 года было всего. Мама умерла, нас вывезли всех в детский дом, в Переславль Залесский".

Надежда Корнеева, жительница блокадного Ленинграда:

"Мне было тоже всего 3 года, когда началась война, в 4 меня вывезли. Я попала в детский дом, я даже родителей своих не помню".

Маргарита Коверченко, жительница блокадного Ленинграда:

"Выводили нас на прогулку, с детского сада, пришли в здание сада и началась бомбежка, все свистит, шумит. И мы в кучке, брату 5 лет, мне 3 года. Не успели уйти в бомбоубежище. И пока не кончился обстрел, так и сидели. В кучке, собравшись. Пучок детей".

Зоя Казачкова, жительница блокадного Ленинграда:

"Как только начиналась тревога, так звери начинали реветь-кричать".

Уже много лет мир Зои Павловны Казачковой ограничен ее маленькой квартирой. Она живет на 5 этаже, лифта нет. Приятельницы из общества ветеранов "Блокадник", приходят в гости. Зое было 10 лет, когда началась блокада, она многое помнит.

Зоя Казачкова, жительница блокадного Ленинграда:

"Брат у меня был на 4 года старше и второй на 2 года младше. И мы все за руки брались и шли в бомбоубежище. Ну как-то бомбежки уже мы не боялись. А больше голод, все страдали, голод, голод, голод. Почему-то женщины или девчонки, они более такие активные – я ходила и за водой, и в проруби водичку набирала, и хлеб я приносила, и хлеб у меня этот отнимали. Хлеб такой был, я не знаю, я вот до сих пор, живу уже 93 года, все задумываюсь. Где муку брали? Или песок мы ели, или что ли? Приходилось все есть, но мама у меня, я все время думаю, какие все-таки тогда были женщины находчивые. Мама моя где-то то костей купит, то еще какой-то холеры купит. Вот мы эти кости сидим, жжем до пепла. Когда пепел будет, тогда мы довольные едим. Все. С декабря месяца начались эти перевозки. Покойники, покойники, покойники и без конца2.

Мама постоянно была на работе. В их дом тоже пришла беда. На глазах у девочки от голода сначала умер старший брат, через некоторое время не стало и младшего.

Зоя Казачкова, жительница блокадного Ленинграда:

"Ну а с младшим братом, вроде, все нормально было. Он все говорил: ой, война кончится, поедем к бабушке и там много-много хлеба съедим. Потом он замолчал. Мама приходит, а я говорю: мама, а Юра тоже умер. А я лежала вместе с ним в одной кровати".

Галина Николаевна Боровикова – житель блокадного Ленинграда. В 11 месяцев, еще до начала войны, умерла ее мама, потом отца забрали на фронт, с двух лет девочка росла по детским домам. Осталась живой, потому что их приют эвакуировали.

Галина Боровикова, жительница блокадного Ленинграда:

"В поезде я упала с полки. На первых полках лежали раненые, а дети там на полке. Вот у меня на всю жизнь рука сломана".

В Сибирь Галина Николаевна попала по распределению, после училища. В Красноярске много лет работала крановщицей.

Галина Боровикова, жительница блокадного Ленинграда:

"Здесь в Красноярске я построила оперный театр, вот самое высотное здание, Буренку, много школ построила, садиков в зеленой роще, вот медаль – заработанная".

Надежда Корнеева, жительница блокадного Ленинграда:

"Меня фрезеровщицей пятого разряда сюда привезли, 17-летней девочкой. Так и живу в Красноярске, Сибирь второй нам родиною стала".

Вербилаз Антонина, жительница блокадного Ленинграда:

"Тяжело, конечно, и голодно, и холодно, очень плохо".

Зоя Этцель, жительница блокадного Ленинграда:

"Хлеб никогда не выбрасываю, это очень тяжело, не могу говорить".

В Большом концертном зале прошел вечер памяти. 872 дня продолжалась блокада, все это время шли кровопролитные бои за Ленинград. Город выстоял, а звук метронома для всей страны на многие десятилетия стал символом какой-то нечеловеческой стойкости, веры и несломленного духа ленинградцев.