Тема:

Допинг-скандалы 2 дня назад

Решение CAS о дисквалификации Валиевой может быть оспорено

В разбирательстве по делу о допинге Камилы Валиевой было много спорных моментов. WADA объявило об обнаружении следов триметазидина в крови фигуристки в тот момент, когда стало известно, что российская сборная в командном зачете вновь стала первой. С результатом пробы агентство тянуло месяц.

Камила Валиева вызвала восторг на Олимпиаде в Пекине в 2022 году со своей легендарной короткой программой: сложнейший тройной аксель под музыку Кирилла Рихтера. Позже спортсменка признается, что эту программу она посвятила бабушке, которая уже ушла из жизни.

Когда стало известно, что российская сборная в командном зачете вновь стала первой, Всемирное антидопинговое агентство (WADA) тут же объявило, что в крови Валиевой обнаружили допинг. С результатом пробы они тянули целый месяц. Спустя почти два года разбирательств, Спортивный арбитражный суд (CAS) в швейцарской Лозанне дисквалифицировал спортсменку на четыре года. Все ее объяснения просто отвергли.

"На Валиеву налагается дисквалификация сроком на четыре года, начиная с 25 декабря 2021 года. Все конкурсные результаты Валиевой с 25 декабря 2021 года аннулируются со всеми вытекающими из этого последствиями, включая лишение любых титулов, наград, медалей, прибыли и призов", – говорится в заявлении CAS.

Вердикт жесткий, можно даже сказать жестокий. На момент якобы нарушения спортсменке было всего 15 лет. А несовершеннолетние должны попадать под особую защиту. По словам юристов, решение несоразмерное и является одним из инструментов притеснения России на международной спортивной арене.

"Решение абсолютно неадекватное и предвзятое. Видимо, политизированное. В котором абсолютно не учтено, что возраст спортсменки на момент обнаружения запрещенных субстанций был 15 лет. Это защищенный атлет, это ребенок. В такой ситуации, в соответствии с антидопинговым кодексом, максимум возможно дисквалифицировать в крайних обстоятельствах, когда умышленно применялся допинг, до двух лет", – пояснил глава комиссии Ассоциации юристов России по спортивному праву Сергей Алексеев.

О том, что это еще один элемент травли российской сборной, понятно было сразу. Но несмотря ни на что, Валиева фигурное катание не оставляет. Вот и в момент оглашения вердикта спортсменка была на тренировке. В Telegram-канале команды Этери Тутберидзе, тренера Камилы, опубликован пост, еще раз доказывающий, что ее подопечная не принимала умышленно запрещенный препарат.

"Камила Валиева не оспаривала факт наличия триметазидина в положительной допинг-пробе. При этом в рамках слушаний ее стороне нужно было доказать, что нарушение антидопинговых правил носило непредумышленный характер. CAS посчитал, что таких доказательств предоставлено не было", – говорится в сообщении.

На самом деле объяснение очень простое. Дедушка спортсменки перенес операцию и принимал триметазидин, к которому и возникли вопросы у WADA.

Судьи разбираться в деле явно не стали. Более того, было очень много спорных моментов. Во-первых, почему-то проба из Санкт-Петербурга до Стокгольма добиралась месяц. Возможно, ее специально придерживали до момента окончания командного зачета. Во-вторых, антидопинговая шведская лаборатория, которая делала анализ, уже лишалась аккредитации за недопустимые методы. В-третьих, само это лекарство не может помочь фигуристам.

Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова эмоционально отреагировала на решение и подчеркнула, что фигуристка ни в чем не виновата.

"Средства, которые найдены у Камилы, – это просто бред. Как сейчас и ведут американцы себя по отношению к России. Это очень двуличный закон. Кого-то он оправдывает совершенно спокойно", – сказал заслуженный тренер России Александр Жулин.

Такие фигуристки рождаются раз в сто лет, так тренеры говорят про Валиеву. После Олимпиады в Пекине она продолжала выступать и доказывать всем, но и в первую очередь себе, что ее не сломать. Этот тяжелый момент жизни даже включила в свою программу уже на российских соревнованиях: на льду Валиева закрывала голову капюшоном, как когда-то пряталась от камер журналистов в Пекине.

"Это же была программа-провокация, с одной стороны. С другой, это было излечение от той внутренней боли, которая была у Камилы Валиевой. Ей нужно было прожить этот момент, прожить эту боль", – отмечает спортивный журналист Андрей Журанков.

Бороться она будет и дальше, есть право подать апелляцию в Федеральный суд Швейцарии.