Тема:

Нефть и газ 2 часа назад

Киев не хочет терять доход от транзита газа

Киев не намерен продлевать действующий контракт с Москвой о транзите российского газа.

Но при этом готов продолжить сам транзит газа из России, если будет запрос от европейских стран. Эти два почти взаимоисключающих заявления сделал накануне украинский премьер Шмыгаль. До истечения контракта меньше года, а четкого понимания, чем наполнять украинскую ГТC, судя по всему, нет.

Действующий договор о транзите газа между Москвой и Киевом истекает 31 декабря 2024 года, в самый разгар зимы, когда потребление топлива на пике, в том числе и в Европе.

Объемы транзита за последние два года, безусловно, снизились, но не до нуля.

Сейчас транзитом через Украину газ продолжает поступать в Приднестровье и Австрию. По схеме виртуального реверса из соседних стран российский газ потребляет и сама Украина. В 2023-м через украинский транзит Газпром поставил в Европу около 11,85 млрд кубометров. Венгрия, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина и Северная Македония получают российский газ альтернативным путем через "Турецкий поток".

Наличие работающих труб-альтернатив, видимо, действует отрезвляюще. Терять доход от транзита Киев все-таки не хочет.

"Если европейские страны выступят либо консорциумом, либо кто-то из европейских партнеров выступит транзитером уже своего газа, мы готовы предоставлять такую услугу, как делали и до этого", – заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

По сути, всё останется так же. Но виртуально газ перестанет быть российским при пересечении границы.

На данный момент вариантов сохранения поставок два. Транзит продолжает идти через Украину, но деньги за него Киев получает не от Москвы, а от третьей страны, которая перекупила топливо до его захода в украинскую ГТС. Либо в полную силу начинает работать турецкий газовый хаб. Совокупная мощность первой нитки "Турецкого потока" и газопровода "Голубой поток" составляет 32,5 млрд кубометров. Этот объем может быть использован для поставок российского газа в Европу.

"Газ, который идет через Украину, – это все-таки больше центральная Европа. Газ, который идёт через Турцию, – это Южная Европа, Балканский полуостров. Это разные покупатели, в ситуации, когда все мосты сожжены, держаться за оставшийся трос, уже смысла нет никакого. Поэтому, это больше политическое решение, сохранять или не сохранять", – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила о планах ЕС к 2027-му полностью отказаться от российского газа. А уже в апреле – ввести директиву о запрете поставок сжиженного топлива из России.

"Очевидно, что если произойдёт прерывание поставок, то ситуация на европейском рынке газа станет достаточно проблемной. Очевидно, что это приведёт к росту стоимости газа. Европейцы рано успокоились. Если вы будете продолжать издеваться над газовым рынком, искусственно создавать препятствия для поставок газа на ваш рынок, то ничего хорошего у вас с ценами не произойдёт", – говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Переговоры о газовом хабе в Турции не в активной фазе. А переговоры о сдаче газа на границе с Украиной пока вообще не ведутся.