Пульперкартон и ПЭТ-пластик названы лучшей упаковкой для переработки

Современные технологии позволяют перерабатывать до 60 процентов мусора. Тем не менее, ежегодно на свалки отправляются миллионы тонн отходов, и половина – это упаковка.

50 миллионов тонн – это страшная цифра количества отходов, образующихся в России ежегодно. Ровно половина из них – упаковка, та, что манит покупателя с прилавков громкими маркетинговыми лозунгами, цветом, формой, обещаниями своей экологичности. Впрочем, все это совсем не означает, что она действительно безопасна для природы.

"Покупатель смотрит на прилавок, что ему лучше взять? Яйца вот в такой упаковке или все же вот в такой? Знаете, когда мы говорим про пульперкартон, мы, во-первых, можем быть уверены, чтобы большая часть этого пульперкартона – это уже вторичные ресурсы, и он снова будет перерабатываться", – говорит Алексей Макрушин, заместитель генерального директора ППК РЭО.

В битве с пластиком за право оказаться в продуктовой корзине потребителя пульперкартон одерживает уверенную победу. На 100% экологичный, этот уникальный материл может быть переработан сам в себя бесчисленное количество раз без использования химии и прочих добавок. Все, что нужно – теплая вода и форма для будущего изделия.

"Из пульперкартона можно сделать примерно все на свете, это, в общем-то, и есть задача нашего завода. Из пульперкартона можно сделать упаковку для техники, которой все больше делается в России, упаковку для овощей и фруктов", – рассказывает Дмитрий Гутман, исполнительный директор АО СОЭМЗ.

Хорошие перспективы в переработке и у ПЭТ-пластика, а вот яичная упаковка из полистирола в 99 случаях из 100 встретит вечность на полигоне. Именно поэтому потребителю так важно знать, какие упаковочные материалы имеют шансы на новую жизнь.

"Все, что касается моноупаковки, это более экологично, более пригодно для переработки. Здесь никаких, собственно говоря, открытий нет. Еще со времен Советского Союза самые простые упаковочные материалы – бумага, стекло, алюминий и так далее. Если они в этом отношении не сочетаются или в своей компановке не соприкасаются, то в дальнейшем их можно эффективно повторно использовать", – объясняет Денис Буцаев, генеральный директор ППК РЭО.

Бумага, алюминий, дерево и, конечно, стекло заслуженно носят звание самых экологичных материалов для упаковки, но, увы, производители товаров далеко не всегда отдают предпочтение именно им. В отделе соусов львиную долю от всего ассортимента занимают кетчупы, горчицы и майонезы в дойпаке.

"В чем проблема дойпаков? Они созданы из множества разных материалов, сверху один пластик, внутри фольга. Они многослойные, в пластик впаяна крышечка. Одно отделить от другого практически невозможно", – рассказывает Алексей Макрушин, заместитель генерального директора Российского экологического оператора.

Механизм расширенной ответственности производителя должен стимулировать бизнес в будущем отказаться от неперерабатываемой упаковки. А пока огромный вклад в экологию может сделать сам покупатель, выбирая соус в пластиковой ПЭТ-таре, а еще лучше – в стекле.

"Во-первых, стеклянная тара производится из экологичного сырья – это сода, песок, это полезные ископаемые. Но самое основное, стеклянная тара может перерабатываться бесконечно количество раз. То есть из стеклянной тары, из стеклобоя мы можем делать повторно бутылки неограниченное количество раз", – объясняет Антон Мор, генеральный директор компании "Сибирское стекло".

К сожалению, на данный момент в России перерабатывается менее 10% стекла. Ключевая причина – фракция стекла не является самой прибыльной и довольно дорога для транспортировки из-за веса. Для решения проблемы с этого года была запущена реформа расширенной ответственности производителей. Теперь именно производители упаковки будут финансировать ее утилизацию. Параллельно Российский экологический оператор работает над повышением культуры раздельного сбора среди населения.

"Мы будем содействовать этому, создавать структуру по сбору стеклобоя от населения. Работа населения будет оплачена через сдаваемую стеклотару. А мы как производители будем использовать вторичное сырье и возвращать населению уже новую упаковку с полок магазинов, чтобы все с удовольствием покупали правильную продукцию", – обещает Эдуард Таран, президент РАТМ Холдинга.

В отделах с безалкогольными напитками пальму первенства у стекла вырывает ПЭТ-бутылка. По своей сути крайне удачно вторсырье, но производители товаров все же умудрились и здесь внести крайне принципиальные "но".

"Не весь ПЭТ одинаковый. Вот если мы посмотрим, то есть, например, отдельные соки – основа у них ПЭТ, но сверху припаяна так называемая термоусадочная упаковка. Вместо того, чтобы использовать один материал, здесь использовано несколько разных материалов. И вот эта упаковка уже не перерабатывается", – объясняет Алексей Макрушин, заместитель генерального директора Российского экологического оператора.

Та же история и с цветным пластиком, особенно ярких кислотных оттенков. Переработать его, конечно, можно, только вот одна такая неоновая бутылка окрасит собой всю остальную партию. А накопить именно цветную тару для отдельной переработки крайне проблематично из-за отсутствия на нее массового спроса. При этом однородность ПЭТа как материала очень удобна для переработчиков, главное, правильно собрать вторсырье.

"У этой ПЭТ-бутылки еще много новых жизней, потому что она собрана в таком виде, не загрязнена, прекрасно перерабатывается. Из нее либо производится новая упаковка, новая бутылка, либо производятся нити, такое волокно, из которого можно сделать либо одежду, либо можно сделать все, что связано с дорожным покрытием", – говорит Максим Ремчуков, директор по устойчивому развитию компании "Сибур Холдинг".

Еще одной упаковкой, которой потребителю стоит сказать решительное "нет", являются полиэтиленовые сетки для овощей. Чаще всего в нее пакуют картошку, лук, морковь, но есть на прилавках укутанные сеткой груши и яблоки.

"Сетка легко теряет свою первоначальную форму, она рвется на мелкие куски, попадает на сортировочную линию уже в деформированном состоянии, и выделить ее из общего потока практически невозможно. Именно по этой же самой причине мы видим проблему и с полиэтиленовыми упаковочными пакетами. Если их форма видоизменяется, то их очень сложно поймать на сортировочной ленте и, соответственно, пустить на переработку", – объясняет Денис Буцаев, генеральный директор ППК РЭО.

А потому овощи лучше всегда покупать на развес, складывая их в персональный шоппер или сумку-фруктовку, а если такой нет, то отдавать предпочтение бумажным пакетам. От пакетов пластиковых лучше отказаться вовсе, как и от практики распечатывания бумажного чека.

"Про чеки надо знать всего одну вещь – они не перерабатываются, они гарантированно попадут в отходы, поэтому от них нужно отказаться. Самый главный принцип – это не создавать отходы, поэтому, когда мы что-то используем много раз, не создавая новых пакетов, это, конечно, самое лучшее", – рассказывает Алексей Макрушин, заместитель генерального директора Российского экологического оператора.

По пути отказа от бумажных чеков уже давно идет и сам бизнес. К примеру, эта торговая сеть за минувший год сэкономила 5,5 миллиона метров чековой ленты. Активно ведется и работа над тем, чтобы на витринах появлялось все больше товаров в упаковке, которую можно переработать.

"Мы стараемся проделать большую работу с поставщиками, чтобы стимулировать их переходить на более устойчивые решения в упаковке. Также внутри компании, в рамках стратегии устойчивого развития мы проставили определенные цели по достижению определенного процента по доле товара в устойчивой упаковке. В первую очередь это касается собственных торговых марок", – говорит София Халимова, менеджер ESG торговой сети "Перекресток".

Но все же главным двигателем "зеленой повестки" остается потребитель, именно его осведомленность, осознанность и регулярный выбор в пользу по-настоящему экологичной упаковки сделают этот мир чище.