Ткаченко: стоит готовиться к кризису в отношениях между Украиной, Европой и США

Не исключено, что США могут переложить проблему Украины на европейцев. При этом всем очевидна неготовность Европы взять на себя стратегическую ответственность, отмечает профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПБГУ Станислав Ткаченко.

В последнее время в западных СМИ все чаще звучат заявления о том, что ВСУ испытывают проблемы на линии фронта. И даже президент Украины Владимир Зеленский смягчил свою позицию относительно возможности мирных переговоров с РФ, отметил профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПБГУ Станислав Ткаченко.

"Все это, по-моему, свидетельствует о том, что Запад оказался в таком стратегическом тупике, из которого сейчас он будет искать выход. А наш задача – следить и понимать, какими будут следующие шаги", – заявил Ткаченко в эфире программы "Вечер с Владимиром Соловьевым" (полные выпуски программ и отдельные эпизоды вы можете найти на медиаплатформе "Смотрим").

Относительно Запада как целой структуры речь уже идет о начале процесса декомпозиции – США и Европа отдельно, считает он. "Получается так, что США инициировали конфликт своей моделью лидерства, из-за кулис подталкивают европейцев к конфликту, но у них есть еще вот такой план Б. План Б как раз и состоит в том, чтобы оставить европейцев в какой-то момент наедине с конфликтом и свалить на европейцев основную ответственность", – полагает Ткаченко.

При этом неготовность Европы принять на себя стратегическую ответственность очевидна экспертам. Так, во внутриевропейском дискурсе появилась идея о том, чтобы сделать из Украины буферную зону. Такая концепция совсем не нова в истории международных отношений. "Но буферные зоны почти всегда оказывались малоуспешными или неэффективными. Например, как санкции. Ученые подсчитали, что эффективность санкций – не больше 20%", – подчеркнул доктор экономических наук.

По его мнению, рассуждая о перспективах европейской политики, стоит обратить внимание на влияние санкционной войны. "Сейчас становится понятно наконец европейцам, что санкционная война не на 6 или 12 месяцев, а на 6-20 лет, поэтому европейцам предстоит жить в этой новой реальности, в которой будут такие вещи, как деиндустриализация", – сказал Ткаченко.

Деиндустриализация Европы – это не только дорогие нефть и газ, крах металлургии, нефтехимии, индустрии по производству удобрений. Долгосрочную деструктивную роль в этом сценарии играют Штаты.

"Потому что США начиная с рубежа XX-XXI столетий делают все для того, чтобы "вымыть" исследовательский научный потенциал Европы и перевести его на свои берега", – пояснил эксперт.

Например, когда в Кремниевой долине сместили акцент с компьютерных технологий на биотехнологии, многие исследователи из Европы были приглашены в США и остались там, напомнил он.

"Вот то же самое сейчас касается области информационно-коммуникационных технологий. Когда в 2022 году в США приняли "Закон о чипах и науке", очень важной частью этого закона было выделение нескольких десятков миллиардов долларов для целенаправленного приглашения ведущих исследователей со степенью PhD или целых коллективов в США, чтобы обеспечить научное сопровождение тех самых предприятий, которые переносились из Юго-Восточной Азии", – сообщил Ткаченко.

Он уверен: мы только сейчас начинаем понимать реальные масштабы того, что происходит внутри "клубка США и Европы" на нынешней стадии кризиса. Особенно в условиях европейской жесткой монетарной политики, которая просто замораживает всякую экономическую деятельность.

Европейская экономика не растет – это еще один важный элемент для понимания того, с какой Европой нам предстоит иметь дело в ближайшем будущем, пока продолжается развитие украинского конфликта. И стоит готовиться к кризису в отношениях между Украиной, Европой и США, заключил эксперт.