Тема:

Главные события 2 часа назад

ФСБ рассекретила документы об одной из страшных трагедий Второй мировой войны

Читать Вести в MAX
ФСБ рассекретила документы об одной из страшных трагедий Второй мировой. Ровно 80 лет назад в Любекской бухте Балтийского моря британские военные намеренно потопили суда с советскими военнопленными.

Редкие кадры хроники. В неглубокой бухте города Любека уничтоженный британской авиацией лайнер "Кап Аркона". На его борту погибли тысячи узников немецких концлагерей.

Вот как тот ужас описывал один из выживших в трагедии Иван Гордеев: "Первые бомбы упали на "Кап Аркона", вследствие чего он загорелся. Кроме этого, начался обстрел с самолетов – сплошное кровопролитие. <…> Тысяча больных, находившиеся в санчасти парохода, сгорели в дыму и в огне".

Эти и другие показания впервые рассекретил центральный архив ФСБ. Бывшие узники концлагеря "Нойенгамме" рассказывали, что в конце апреля 1945-го нацисты, решив замести следы своих преступлений, начали вывозить заключенных в Норвегию. Использовали для этого суда" Тильбек", "Дойчланд" и тот самый "Кап Аркона". Некогда круизный лайнер с собственным теннисным кортом на борту, который переоборудовали в тюрьму. После выхода из бухты корабли были атакованы десятками бомбардировщиков и истребителей Hawker Typhoon и Hurricane.

Над пароходом на бреющем полете несколько раз пролетали английские самолеты и из пулеметов расстреливали людей. На судах вывесили белые флаги.

"Есть воспоминания даже очевидцев, как один из них говорит, что практически он видел глаза пилота, который сидел за штурвалом одного из Typhoon. <…> Для того чтобы показать, что в трюме и на палубе находятся, и корабль полон заключенными, они снимали свои робы и махали ими. Но тем не менее бомбардировка продолжалась, не останавливалась. Как потом тоже в воспоминаниях сказал один из пилотов: "У нас был приказ, мы его выполняли", – рассказывает историк-архивист, кандидат исторических наук Дмитрий Хохлов.

Запертые заключенные в панике метались в трюмах. Единицы выбрались через пробоины в обшивке.

"В течение 10-15 минут они интенсивно обстреливали из пулеметов и сбрасывали бомбы. На корабле возник пожар, и он начал тонуть. Выбежав на палубу, я выбросился за борт. Температура воды 7 градусов. Изможденные узники понадеялись на подоспевшие торпедные катера нацистов. Увидев их, мы устремились плыть к ним навстречу, думая, что они нас подберут и спасут. Оказалось – обратное. Солдаты, находящиеся на катерах, стояли и расстреливали из автоматов плывущих заключенных", – рассказывал другой выживший Василий Саломаткин.

Поляки, бельгийцы, датчане, норвежцы, итальянцы, греки. Но больше всего – граждане Советского Союза.

В результате бомбардировки и обстрела английской авиацией немецких пароходов погибли примерно 12 тысяч человек, из них большая часть были советские военнопленные.

Один из английских летчиков даже снял пылающую "Кап Аркону" на любительскую камеру.

Никакого смысла в действиях английской авиации не было. Единственная причина того, что было, распоряжение Черчилля и британского военного командования сделать все возможное, чтобы продвижение британских войск проходило крайне быстро.

То ли немцы планировали использовать узников как предмет торга с Западом, то ли собирались утопить заключенных. Но еще 2 мая через миссию Красного креста нацисты предупредили о кораблях британского генерала Джорджа Робертса, который брал Любек. Но британцы разбомбили суда.

Они могли понять, что на этих кораблях находятся военнопленные, и как минимум не добивать тех, кто оказался в воде. Это однозначное военное преступление.

Выжили не более 300 человек. Погибших хоронили в братских могилах. Останки последнего узника нашли аж в 1971 году.

На Западе эту операцию стараются не вспоминать, но в российских архивах хранятся десятки свидетельств этой трагедии.