Там же председатель правительства провел совещание по развитию аэродромной и аэровокзальной инфраструктуры. Президент поставил задачу – к 2030 году модернизировать не менее 75 аэропортов по всей России.
Из Ставропольского края – Марина Громова.
На фасаде – профиль Михаила Юрьевича Лермонтова: аэропорт Минеральных Вод носит имя классика. Красивому названию теперь соответствует и здание! Стекло и необычный рельеф – отсылка к главным стихиям края: вода и горы вдохновляли авторов на создание образа нового терминала.
"Столько лет в "Аэрофлоте" работали, как Вам, понравилось?" – спрашивает председатель правительства Михаил Мишустин вице-премьера Виталия Савельева.
"Да, очень хороший, качественный", – отвечает Савельев.
Мишустин: "Терминал классный – удобный, комфортный, современный. Что скажете?"
Савельев: "Да-да, абсолютно!"
И здесь, что называется, почувствуйте разницу. Новый терминал расположен по соседству со старым. Пассажиров пока обслуживают в нем.
Новый, конечно, и комфортнее, и вместительнее. До пяти миллионов пассажиров в год. Ждать осталось недолго. Его откроют уже в среду, 14 мая. Первый рейс он примет из Москвы. Кстати, о чемоданах. В старых аэровокзальных комплексах была большая проблема. Вещи грузили вручную. Здесь инфраструктура современная – как для багажа, так и, разумеется, для пассажиров.
Телетрапы, которых очень не хватало прежнему аэропорту, в зоне вылета – комната матери и ребенка, где детей даже можно уложить на сон, игровая. Кафе, зоны ожидания с большим количеством кресел. К 2030 году, по указу президента, необходимо модернизировать инфраструктуру не менее 75 аэропортов.
"Задачи, которые перед нами стоят, очень масштабные, к их решению без сомнения надо привлекать частный бизнес, предпринимателям выгодно вкладываться в такие высокотехнологичные востребованные инициативы. Вот терминал, в котором мы проводим совещание, построен, в первую очередь, за счет внебюджетных средств, источников, и при финансовой поддержке ВЭБ.РФ с использованием механизма фабрики проектного финансирования. Это такой, если хотите, пример ответственного отношения предпринимателей к работе по развитию страны", – заявил на совещании Михаил Мишустин.
Терминал Минвод – уже 15-й проект ВЭБ.РФ по развитию инфраструктуры аэропортов. Группа участвовала в модернизации крупнейшей авиагавани страны – Шереметьева, а еще терминалов в Новосибирске, Улан-Удэ – Байкал открывал по телемосту премьер-министр, на Камчатке – футуристическое здание в форме кальдеры вулкана уже принимает пассажиров. В конце 2024 года президент дал старт работе аэропорта в Магадане. Аэропорт Сокол обеспечивает регулярное сообщение с Дальним Востоком, Сибирью, Москвой и с городами Магаданской области. Его директор, Дмитрий Сиволобов, пришел сюда в 19 лет – грузчиком.
"Это здание рассчитано с пропускной способностью прилет-вылет 800 пассажиров в час. А предыдущее здание – ну, с большой-большой натяжкой справлялось с 450", – говорит генеральный директор АО "Аэропорт Магадан" Дмитрий Сиволобов.
- Свое гордое имя аэропорт Сокол имени Владимира Высоцкого он получил еще до строительства нового?
- Да, еще до строительства. В атриуме аэровокзала расположена семиструнная гитара. Обращаю внимание, не шестиструнная, а семиструнная, на которой и играл Владимир Семенович.
Аэропорты в Магадане и Минводах построены с использованием механизма "Фабрики проектного финансирования".
- Фабрика проектного финансирования. Почему фабрика? Как устроен вообще этот механизм?
"На самом деле все очень просто. Фабрика – это гарантия ставки, по которой участники любых проектов занимают деньги в банках. Независимо от того, что происходит в мире, ВЭБ.РФ гарантирует, что ставка кредита составляет, допустим, порядка 7%. Соответственно, неважно, что происходит с инфляцией, неважно, что происходит в мире, государство держит по кредиту через ВЭБ.РФ ставку 7%. Поэтому эта фабрика так и важна", – говорит заместитель председателя правительства России Дмитрий Григоренко.
Сейчас в производстве ВЭБ.РФ 39 фабрик, то есть 39 крупнейших проектов на общую сумму почти 6 триллионов рублей. Долгие, сложные, дорогие проекты, которые невозможно реализовать бизнесу в одиночку – без поддержки государства и ВЭБ.РФ. Средства, при этом, привлекаются преимущественно из внебюджетных источников. Механизмов, помимо фабрики – много. И все они работают на результат.
"Частно-государственные механизмы крайне разнообразны. Нам наиболее широко известна, конечно, концессия. Кластерная инвестиционная платформа – это еще один механизм", – рассказывает председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
- Если мы говорим про концессию, какие примеры там есть?
- Концессия, у нас очень много дорог, это дороги, мосты, это физическая инфраструктура, в привычном смысле этого слова. Мы стоим на рынке с открытой позицией, что наш капитал, наши возможности на ближайшие годы обслужить, положим, сделок еще на 3 триллиона рублей. Вместе с деньгами клиента, коммерческими банками и нашим капиталом, в ближайшие годы вся наша группа, это не только ВЭБ, это все организации, которые входят в систему координации ВЭБом, мы будем в состоянии обслужить 20 на 25 триллионов рублей коммерческих инвестиционных сделок.
Без ВЭБа не было бы строительства автодороги М11 "Нева", новых участков федеральной трассы "Дон" обходов города Аксай Ростовской области и Краснодара. Они были запущены с опережением графика.
В апреле введена вторая линия "Амурского гидрометаллургического комбината". Запуск позволит перерабатывать золотосодержащие концентраты независимо от их химического состава. В автоклаве, он настолько огромный, что цех пришлось строить вокруг него, можно извлечь золото даже из самого сложного сырья – его называют дважды упорной рудой. В России эта технология прежде не применялась.
"Это можно квалифицировать как прорыв в золотодобывающей промышленности. Если раньше было такое сырье, которое не поддавалось экономически выгодному извлечению, то сейчас мы можем это сырье вовлекать в этот автоклав и получать из него необходимое количество золота, чтобы экономически оправдывался этот проект", – рассказывает управляющий директор "Амурского гидрометаллургического комбината" Вадим Кипоть.
А еще ВЭБ.РФ помогает развивать социальную инфраструктуру – школы по всей стране. Обнинск, Самара, Белгород, Улан-Удэ, Набережные Челны.
"ВЭБ.РФ – это большой государственный банк, который дает гарантию, гарантию другим банкам, коммерческим банкам. ВЭБ.РФ является гарантом того, что школа будет построена. У нас на сегодняшний день более 300 трамваев, допустим, новых запущено в разных городах страны с участием ВЭБ.РФ. ВЭБ.РФ является гарантом того, что эти трамваи будут ездить, что рельсы будут построены, что деньги будут, что производители не разорятся и что государство подстрахует", – отмечает Дмитрий Григоренко.
Новые электробусы и трамваи ходят в Нижнем Новгороде – кстати, производство организовано там же, в области – а это еще и новые рабочие места! Инфраструктуру скоростного трамвая, включая подвижной состав, обновили в Волгограде. Для города это главный общественный транспорт. А в начале мая новые трамваи поехали в Саратове.
Сейчас в работе десятки проектов ВЭБ.РФ по всей стране. В небольших городах и столицах регионов. От развития сложных производств – до нового общественного транспорта. Все они меняют жизнь людей – здесь и сейчас.