Тема:

Экономика России 15 часов назад

Проблему дефицита кадров в экономике решат через развитие наставничества

Читать Вести в MAX
Во вторник президент РФ Владимир Путин встречался с членами общероссийской организации "Деловая Россия". Десятки тысяч санкций нашу экономику не разрушили, но учитывать этот фактор бизнесу приходится. Президент ставит перед правительством масштабные задачи по развитию экономики. Но основа любого бизнеса – квалифицированные кадры, а их дефицит. Решать проблему помогает развитие наставничества.

Будущий конструктор в области машиностроения Анатолий Гладышев с недавних пор техническую специальность совмещает с педагогической. Звание наставника он несет для почти 90 школьников, которые планируют поступать в лучшие вузы страны.

"Мы не просто чему-то там учим детей, мы показываем те возможности, которые у них открываются прямо с порога, с момента входа в профессию. У нас молодой человек из 11 класса уже точно знает, куда он пойдет – в наш любимый и могучий "Станкин", где уже знает направление подготовки, что, кстати, очень важно", – говорит Анатолий Гладышев, участник проекта "Технонаставники".

Проект "Технонаставники" был создан на базе "Станкина". И если в прошлом году в нем участвовали 10 вузов, то сегодня – уже 15, в том числе региональные.

"Наставником стать тяжело. Мы проводим отборы, у нас есть требования по подготовке. Мы проводим предварительный курс для того, чтобы студенты были готовы работать со школьниками", – рассказывает Константин Олехнович, руководитель проекта, директор департамента сопровождения и развития образовательной деятельности МГТУ "Станкин".

Студенты помогают выпускникам определиться с направлением, подготовиться к вступительным экзаменам и влюбиться в профессию, которая, возможно, станет делом жизни.

"Как подчеркивал глава государства, нужно создать все условия, чтобы люди разного возраста могли добиваться высот в науке, технологиях, на производстве, а от совместных достижений наставников и их учеников в конечном счете зависит и судьба нашей Родины", – заявил премьер-министр Михаил Мишустин.

Михаил Мишустин однажды сказал: из инженера в экономиста можно, обратно – нельзя. Именно в таких специалистах – инженерах, станкостроителях, конструкторах – сейчас нуждается страна. Наставничество способствуют привлечению кадров в эти профессии.

"Активно реализуется федеральный проект "Профессионалитет". В передовых инженерных школах к процессу обучения привлечены ведущие компании страны, а студенты все чаще решают практические задачи", – продолжает премьер-министр.

Сегодня в России 30 передовых инженерных школ, а предприятий, которые с ними сотрудничают – 160.

"Самым важным элементом взаимодействия является то, что в процессе обучения все наши студенты в обязательном порядке трудоустраиваются", – отмечает Валерий Левенцов, директор Высшей школы передовых цифровых технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

"Мы занимаемся реальными проектами; проекты интересные, и я планирую продолжать работать в этой лаборатории", – говорит Лилия Нежинская, студентка 2 курса магистратуры Передовой инженерной школы СПбПУ.

Работодатели не ждут вручения дипломов, а приходят с адресным запросом в университеты за кадрами и новыми разработками.

"Институт наставничества должен внедряться не только в образовательных учреждениях всех уровней, но и на предприятиях. Особенно тех, где собственники и руководители заинтересованы в молодых кадрах, хотят их удержать и мотивировать, чтобы они добились профессиональных успехов", – считает Михаил Мишустин.

Средний возраст работника на тракторном заводе в Петербурге – 33 года. Здесь создан образовательно-производственный центр. Знания получают не только и не столько за партами, но и на настоящем оборудовании. Работать на станках учатся под присмотром более опытных коллег.

"Ты приходишь на производство и ощущаешь поддержку. Здесь молодые ребята двигаются в одном направлении и являются одним сплоченным звеном", – говорит рабочий.

Только профессиями наставничество не ограничивается. Молодому поколению сегодня как никогда нужны ориентиры – те, кто несет в себе истинные ценности и на личном примере может преподать уроки мужества. Привлекать к наставничеству планируют ветеранов труда, участников специальной военной операции.

"По поручению президента подготовлена концепция развития наставничества и план мероприятий по ее реализации. Они направлены на формирование единых подходов в этой сфере на основе уже наработанных практик для экономического и социального развития всей страны и каждого региона", – заявил Михаил Мишустин.

Учрежден День наставника; он отмечается 2 марта. А с 1 апреля этого года наставники получают за свою работу доплату.