По словам представителей ВТБ, мошенники звонят россиянам под видом сотрудников банков или правоохранительных органов. Под предлогом подозрительных операций, оформления кредита или угрозы для счета они вынуждают жертву назвать пин-код от карты и передать саму карту курьеру – якобы для проверки, установки защиты или отвязки карты от банковского счета. Пин-код требуется либо назвать по телефону, либо ввести на специальном сайте по присланной ссылке.
Далее мошенники используют полученную карту для снятия средств через банкоматы, а также для обналичивания похищенных денег других людей. Таким образом, пострадавший становится невольным участником в преступной схеме, указал банк.
Вице-президент ВТБ, начальник управления защиты корпоративных интересов департамента по обеспечению безопасности Дмитрий Ревякин в свою очередь подчеркнул, что так клиент рискует не только своими средствами, но и становится посредником по выводу украденных денег. При подозрении на мошенничество карту нужно срочно заблокировать через контакт-центр или онлайн-банк.
Он также сообщил, что банковский рынок принимает меры для противодействия таким схемам. Так, за 2024 год банки выявили более 148 тысяч посредников-дропов, что значительно превышает прошлогодние показатели. За год ВТБ заблокировал свыше 1,5 миллиарда рублей, похищенных у клиентов, а потерпевшим за два года возвращено более 380 миллионов рублей со счетов дропов.
Ранее стало известно о другой мошеннической схеме – злоумышленники создают фейковые рабочие чаты в мессенджерах. Ученый-правовед Иван Соловьев пояснил, что мошенники выясняют место работы потенциальной жертвы, зачастую используя социальные сети и официальные сайты компаний. Затем они создают поддельный чат с логотипом организации и соответствующим названием, чтобы не вызывать подозрений у сотрудника. По словам Соловьева, цели злоумышленников могут быть разными: выманить конфиденциальную информацию, заставить совершить определенные действия, похитить средства со счетов или даже подтолкнуть к оформлению кредитов.