- Ты красивая! Ты волшебная!
Невеста и правда чудо как хороша! А как ей повезло в любви! Не каждый будущий муж может позволить забронировать для любимой пол-Венеции, Элтона Джона, Леди Гагу и оплатить 27 платьев. Эта свадьба будет петь и плясать пять дней – Венеция, которая погружается под воду со скоростью 5 мм в год, конечно, не утонет от этого веселья, но тариф "Безос" на себе почувствовала.
Первое, что пропало – водные такси-катера: звезды на общественном транспорте не плавают. А в Венеции – Ди Каприо, дочь Дональда Трампа, Ким Кардашьян в платьях в стиле "питон", Билл Гейтс. Цены на такси, которые и так были запредельные – вечером 250 евро в час.
- Подняли цены?
"На такси – да! Гондолы – нет, они им не нужны. Это другая категория", – рассказывает гондольер.
Возмущаться Венеция начала еще за пару месяцев до свадьбы. Безоса в натуральную величину спустили в Большой канал на коробке Amazon, который помог ему заработать миллиарды. Псевдомолодожены прогулялись по Сан-Марко на фоне плакатов "На деньги от этой свадьбы можно отстроить Газу".
Активист движения "Восстание против вымирания" Марко Джило залез на столб с огромным плакатом: "1 процент уничтожает мир". Это как раз тот самый процент, что сейчас в Венеции. Когда Марко спустился, внизу его ждали фотографы и военные с полицией.
"Я хочу, чтобы мир понял, сколько кругом несправедливости, абсурда! Кругом бедность, войны, умирают люди, а богачи мира спокойно живут и празднуют", – возмущен он.
Пока мэрия и отели считают прибыль, активисты и пресса – частные самолеты. 97 штук приземлилось в Венеции в эти дни.
"Сверхбогатый человек приезжает с парком частных самолетов, арендует в свое удовольствие такой город, как Венеция, символ климатического кризиса, и жертвует миллион евро, когда он зарабатывает более 300 миллионов в день", – говорит одна из активисток организации "Восстание против вымирания".
Три миллиона пожертвовал Безос организациям, которые защищают лагуну Венеции, включая ЮНЕСКО. Свадьба стоила 30. 10 процентов – как принято у американских туристов в Италии.
***
Вообще, после всего стоимость свадебных торжеств уже сейчас оценивают даже не в 30, а уже в 50 миллионов долларов или даже больше.
Древняя Венеция стала для понаехавших сверхбогатых американцев своего рода свадебным реквизитом и лишь сценой для бесстыжей демонстрации собственного богатства. В былые времена в очень состоятельных кругах Запада такое считалось неприличным. Неприлично было хвастать богатством. Если уж хотите чем-то гордиться, то гордитесь благотворительностью. А вот с этим у Джеффа Безоса, чье состояние – сотни миллиардов долларов – худо.
Джеффа Безоса издавна критиковали за прижимистость в филантропии – проще говоря, за скупость. Впрочем, он и сам этого никогда не стеснялся. По философии Безоса – и это цитата еще пятнадцатилетней давности: "Во многих случаях коммерческие модели более успешны в улучшении мира, чем чисто филантропические".
Конечно, Безос что-то жертвует – на смягчение климата или исследования в области онкологии, но суммы – несоразмерно малые с объемом состояния и доходов. Интересно, что когда в 2018 году сегодняшний молодожен стал самым богатым человеком в мире, то оказался единственным в первой пятерке, кто не подписал так называемую "Клятву дарения" – обязательство пожертвовать минимум половину своего состояния на благотворительность.
Инициаторы "Клятвы" – Уоррен Баффет и Билл Гейтс, а в списке подписантов также такие имена, как Майкл Блумберг, Джордж Лукас, Дэвид Рокфеллер, Марк Цукерберг, Ричард Брэнсон и Илон Маск – многие десятки. Джеффа Безоса в их рядах нет до сих пор. О чем это говорит?
Нарочито дорогущее свадебное торжество в Венеции, где гостями были Леонардо Ди Каприо и Билл Гейтс, Иванка Трамп и Опра Уинфри – всего двести человек близкого калибра, – а публику развлекали мегазвезды Леди Гага и Элтон Джон – так вот, это нарочито дорогущее свадебное торжество в Венеции – прокламация новой американской олигархии. Их еще называют техно-олигархами или бро-олигархами.
Об опасности этого явления в своей прощальной речи предостерегал еще экс-президент США Джо Байден. Не думаю, что в ту минуту он прозрел, выйдя из сумеречного сознания, но кто-то трезвый из его окружения вписал в текст вот такую прямо-таки провидческую мысль:
"Поэтому сегодня в своем прощальном выступлении я хочу предупредить страну о том, что вызывает у меня серьезную озабоченность. Это опасная — это опасная концентрация власти в руках очень немногих сверхбогатых людей, и эта концентрация может повлечь за собой опасные последствия, если злоупотреблять этой властью ее имущие будут бесконтрольно. Сегодня в Америке формируется олигархия, обладающая огромным богатством, могуществом и влиянием. Она угрожает буквально всей нашей демократии, нашим основным правам и свободам, а также шансам на успех и продвижение каждого".
Но кто такие техно-олигархи? В интервью порталу Marketplace американка – профессор экономической социологии Элизабет Брук Харрингтон – определяет их так: "Люди в возрасте от 30 до 50 лет, сделавшие состояние в хайтеке, которые практически не уважают правила и законы. Они считают себя умнее других и поэтому полагают, что законы не должны применяться к ним, что они заслуживают быть выше закона. Они также считают себя вправе иметь повышенное влияние на определение того, какими должны быть законы – вне зависимости от волеизъявления избирателей".
Самое просто определение олигархии – это сращение денег с властью. Тогда власть работает не на благо общества, а в корыстных целях, а корыстные цели предопределяют решения и мотивы власти – злокачественная связка. Собственно об этом явлении в Америке и пишет нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц в статье для Project Syndicate:
"Те, кто сейчас у власти, руководствуются исключительно стремлением к богатству, и они без страха и упрека увеличивают его путем эксплуатации и получения ренты. Они уже продемонстрировали свою изобретательность в использовании власти рынка и технологических платформ для продвижения своих частных интересов посредством масштабных манипуляций и дезинформации".
И это в то время, добавляет Стиглиц, как:
"В Америке около 16% детей растут в бедности, общие результаты американцев в международных образовательных экзаменах посредственны, недоедание и бездомные встречаются повсюду, а продолжительность жизни самая низкая среди всех крупных развитых экономик".
Если уж дополнить картину, то в Америке – колоссальное расслоение. Лишь 1% богатейших семей США владеет почти третью богатств страны при том, что половина беднейших семей владеют примерно 2,5%. Богатство в этих условиях покупает и власть.
А вот вы посмотрите – море видео из американских городов, где целые кварталы заселены ползающими по грязным тротуарам бомжами и наркоманами. США буквально захлестнула эпидемия фентанила. Быть может, от такого контекста в Венецию отправился Безос отпраздновать гиперсвадьбу?
Впрочем, и сама Европа сегодня – не самое роскошное место. Итальянцы, как и другие европейцы, живут хуже, чем вчера – суровее и тревожнее. Им эта показная роскошь явно претит, вызывает отторжение. Ничего удивительного, если там появится какой-нибудь новый марксизм, круто потребующий справедливости и диктатуры под лозунгом: "От каждого – по способностям, каждому по потребностям!". Но потребности при этом определяет общество – то есть, пролетарская власть.