Россия следит за событиями в Армении, но не вмешивается в ее внутренние дела

Читать Вести в MAX
Последние события в Армении: аресты известных политиков, высших иерархов Армянской апостольской церкви и миллиардера Карапетяна, что выступил в защиту священников, – в России вызывают тревогу.

Однако власти Армении обвиняют задержанных в подготовке к мятежу и госперевороту. Открытое противостояние премьера Пашиняна с армянской церковью уже вылилось в жаркие столкновения силовиков с верующими. Вообще выглядит все это безобразно и даже дико – в XXI веке полиция против священников…

Все, что связано с этой закавказской республикой, России небезразлично. В Москве следят, не вмешиваются, но пытаются разобраться. Ведь армяне для России не чужой народ – православные христиане, к которым за века Россия не раз приходила на помощь.

В XIX веке Россия буквально выцарапывала по частям территорию нынешней Армении из лап Османской империи, где к православным армянам относились как к людям второго сорта. Притесняли, убивали, устраивали погромы, грабили. Налоги для армян были выше, носить оружие было запрещено. Да и вообще, у армян-то тогда ни своей земли не было, ни своего государства. Слезы.

В начале Первой мировой войны Россия в составе Антанты и империя османов на стороне Германии сошлись в новой войне. Так открылся кавказский фронт. Русская армия одерживала победу за победой под руководством генерала Николая Юденича. Сначала турки были наголову разбиты у местечка Сарыкамыш – тогда это была Российская империя. Затем боевые действия переместились на турецкую территорию. Ожесточенные бои шли за город Ван, где скрывались армяне. Город российские войска взяли.

Турки быстро нашли виновных в своих поражениях на поле боя – армян-христиан. Случилось то, что теперь называют геноцидом армян в Османской империи в 1915 году. С армянами расправлялись жесточайшим образом: людей расчленяли, распинали на крестах, жгли заживо, топили. Большинство армянских храмов разрушили, остальные стали мечетями. Точного числа жертв нет, есть более-менее усредненная цифра – от 1 до 1,5 миллионов.

Спасением стал личный приказ императора Николая II – российско-турецкую границу открыли для армянских беженцев. Прямо у кордона русские солдаты организовали полевые кухни, за расставленными столами кормили изможденных путников, выдавали деньги и документы на бесплатный, на всех видах транспорта, проезд в любую губернию Российской империи. Им раздавали лекарства, оказывали неотложную медицинскую помощь раненым и больным. Так от неминуемой гибели тогда у нас спаслось 350 тысяч османских армян.

В Петрограде великая княжна Татьяна Николаевна основала комитет для оказания помощи пострадавшим в войне и беженцам. Его так в народе и называли – Татьянин комитет. Самой же великой княжне тогда было лишь 17 лет от роду, но руководила своей организацией она сама, лично. Беженцев встречали на вокзалах, регистрировали, вручая талоны на провизию, давали временный приют, а потом устраивали на постоянное место. Помощь в розыске близких, работа и зарплата, детей – в школы, сирот – в приюты. Вот, что такое Татьянин комитет в тогдашнем Петрограде.

В начале 1916 года войска генерала Юденича продвинулись глубже в Турции – заняли Эрзурум и Трапезунд. В награду генерал был удостоен ордена Святого Георгия II степени. К лету третья турецкая армия уже полностью разгромлена, а Россия контролирует большую часть Западной Армении, что еще пока числилась за Османской империей. К сожалению, после заключения Брестского мира большевики утратили многие завоевания. Но генерал Юденич навсегда вошел в историю не только Российской империи, но и Армении, как национальный герой.

Уже в СССР Армения была одной из 15 союзных республик, а после распада советской державы армяне обрели полноценную государственность.

Такова история. В трудный для Армении момент недавней войны с Азербайджаном именно по просьбе Путина бойня была остановлена, а 10 ноября 2020 года заключили трехстороннее соглашение. Договорились о прекращении огня, определились со спорными районами и статусом российских миротворцев.

И вот сейчас в Армении опять горячий момент. Но это уже ее внутреннее дело.