Корпоративные клиенты все чаще выбирают ноутбуки без предустановленной ОС


РИА Новости

Читать Вести в MAX
В первом квартале 2025 года доля ноутбуков, приобретаемых корпоративными клиентами без предустановленной операционной системы (ОС), достигла 43%.

Об этом свидетельствуют данные экспертов OCS, на которые в своей публикации ссылаются "Ведомости".

Рост популярности ноутбуков без ОС в корпоративном секторе превосходит аналогичные показатели в государственном сегменте и рознице. Вице-президент OCS Ольга Доровская связывает эту тенденцию с 2022 годом, когда Microsoft прекратила официальные продажи и поддержку Windows в России.

По оценкам "Марвел-дистрибуции", доля ноутбуков без предустановленной ОС в корпоративном сегменте еще выше и превышает 60%. Согласно данным дистрибутора, с первого квартала 2021 года по первый квартал 2025 года доля таких ноутбуков выросла с примерно 25% до более чем 60%, при этом прирост с первого квартала 2024 года составил 5–10 процентных пунктов.

По данным "Марвел-дистрибуции", в первом квартале 2025 года в корпоративном сегменте Windows была предустановлена чуть менее чем на 40% ноутбуков. Оставшаяся небольшая доля приходилась на российские ОС, такие как Alt Linux, Astra Linux, "Ред ОС" и другие.

Аналитики Holodilnik.ru сообщали "Ведомостям" в октябре 2023 года, что уже с января по август 2023 года доля ноутбуков без предустановленной ОС на российском рынке увеличилась в 2,6 раза в годовом выражении и достигла 24%, то есть каждый четвертый ноутбук продавался без операционки.

Основными производителями ноутбуков без предустановленной ОС являются китайские бренды. Директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов отмечает, что техника китайских Huawei, Honor и Lenovo наиболее востребована для решения офисных задач. Среди американских производителей лидирует Apple, и Macbook остается популярным выбором инженеров и разработчиков.

В рознице, по данным "М.видео-Эльдорадо", в первом квартале 2025 года наиболее часто покупались ноутбуки тайваньской Asus, а Apple занимала вторую позицию в денежном выражении. В пятерку лидеров также вошли Huawei, китайская MSI и Lenovo.

Партнер департамента управленческого консультирования ДРТ Тимофей Хорошев отмечает, что многие корпоративные заказчики закупают отечественные ОС отдельно в рамках действующих договоров с хорошими скидками. Однако значительный рост продаж устройств без установленной ОС может быть связан с наличием у заказчиков ранее приобретенных лицензий или осознанным выбором в пользу установки пиратских копий ОС.

Главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов указывает, что у юридических лиц часто есть готовый пакет приобретенных ранее и действующих лицензий на Windows 10/11, которые используются на новых ноутбуках. Также компании могут приобретать Windows 10/11 в версии Enterprise отдельно, поскольку она редко предустанавливается на ноутбуках в рознице.

Доровская полагает, что рост популярности решений без ОС создает новые возможности для российских брендов системного софта, поскольку "пустые" корпоративные ноутбуки позволяют отечественным разработчикам ОС увеличить долю рынка. Руководитель направления "Инфраструктурные решения" компании "Крок" Александр Сысоев считает, что это обеспечивает большую гибкость в выборе ПО, необходимого для специфических бизнес-задач, а также снижает риски, связанные с уязвимостями, которые может содержать предустановленная операционная система.

Представитель российского вендора "Инферит техника" (ГК Softline) сообщил, что их ноутбуки поставляются с предустановленной российской ОС "МСВСфера". Руководитель департамента продуктовых решений "Инферит техники" Андрей Ильичев подчеркнул, что это обеспечивает заказчикам готовую к работе и независимую от иностранных решений среду. Он также отметил значительный рост объемов продаж ноутбуков "Инферит" в корпоративном сегменте в первом квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а также кратный рост продаж с 2021 года в количественном и качественном выражении.

Ранее Минпромторг предложить исключить ноутбуки и серверы НР из параллельного импорта. Помимо марки HP, в документе фигурируют и Fujitsu. Если такое решение будет принято, сократится присутствие этих марок на российском рынке. Цель предпринимаемых усилий – поддержать отечественных производителей.