Когда отмечают Воздвижение Креста Господня
Дата празднования Воздвижения Креста Господня фиксирована и приходится на 27 сентября в православном календаре. В этот день в храмах проходят особые богослужения, центральным элементом которых является чин Воздвижения Креста Господня. В память об искупительной жертве Иисуса Христа церковный устав предписывает соблюдение строгого поста, независимо от того, на какой день недели выпадает праздник. Для приверженцев юлианского календаря (старого стиля) это событие наступает на 13 дней раньше — 14 сентября.
Почему Воздвижение Креста Господня приходится на осень
Согласно церковному преданию и историческим хроникам, обретение Креста произошло в 326 году в ходе раскопок.
Но сам праздник был учрежден не в день находки, а в день освящения храма в честь Воскресения Христова (Гроба Господня), который был воздвигнут на месте обретения Креста. Торжественное освящение этого храма состоялось 13 сентября 335 года (по старому стилю).
На следующий день, 14 сентября (что как раз соответствует 27 сентября по новому стилю), Крест был впервые показан (воздвигнут) перед народом.
История и значение праздника

Для верующих крест является не только символом веры, но и вещественным свидетельством искупительной жертвы Спасителя. Несмотря на столь высокое почитание, местонахождение подлинного Креста долгое время оставалось неизвестным. Согласно историческим источникам, целенаправленные поиски реликвии начались лишь в IV веке по инициативе византийского императора Константина Великого. Константин, стремившийся обрести святыню и возвести храм на Голгофе, направил в Иерусалим экспедицию. В ее главе была мать императора — царица Елена.
Как был найден Крест Господень
Согласно иудейской религиозной традиции, орудия казни, включая крест, подлежали обязательному погребению вместе с телом осужденного. Это предписание, упомянутое в исторических источниках, дает основание полагать, что крест мог находиться в непосредственной близости от места погребения.
Несмотря на гонения, первые христианские общины могли сохранить память о точном месте распятия, передавая информацию из поколения в поколение.
Согласно наиболее известной версии, найти искомое место под руинами языческого святилища царице Елене помог местный житель, бывший хранителем предания. В ходе раскопок были обнаружены три креста, гвозди и таблички с надписями на трех языках.

Для идентификации подлинной реликвии, согласно церковной истории, было применено практическое испытание: кресты поочередно приложили к тяжелобольной женщине. Тот крест, прикосновение которого вызвало ее мгновенное исцеление, был признан Крестом Господним.
Чтобы многочисленные верующие, собравшиеся на месте находки, могли увидеть святыню, Иерусалимский Патриарх Макарий совершил символический акт: он высоко поднял — воздвиг — обретенный Крест, обращая его к народу. Этот жест дал название празднику — Воздвижение Креста Господня.
Судьба Животворящего Креста
После обретения в IV веке древо Креста Господня было разделено на несколько частей для сохранения и поклонения. Основные фрагменты были перемещены в центры христианского мира: одна часть осталась в Иерусалиме, другие были доставлены в Константинополь и Рим.

В начале VII века реликвия стала объектом межгосударственного конфликта. После захвата Иерусалима персами часть Креста была вывезена в качестве военного трофея. Однако византийский император Ираклий уже в 628 году организовал успешную военную кампанию, результатом которой стало возвращение святыни на ее первоначальное место в Иерусалим.
Установление праздника Воздвижения Креста Господня связано с этими историческими событиями. В праздновании заложено не только воспоминание об обретении и возвращении реликвии, но и глубокое богословское содержание. В христианской традиции Крест воспринимается как инструмент искупительной жертвы, воплощение победы над смертью и фундаментальный символ надежды и спасения.
Как возник праздник Воздвижения
Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен в год его обретения в Иерусалиме. Первоначально, поскольку находка реликвии произошла в пасхальный период, все памятные мероприятия проводились на следующий день после Пасхи.
Знаковым этапом в формировании праздничной традиции стало освящение комплекса храмов на месте обретения животворящего Креста. По указанию императора Константина Великого в непосредственной близости от Голгофы и пещеры Гроба Господня были возведены базилика и ротонда Воскресения.

Церемония возвращения сопровождалась знаменательным моментом: согласно церковному преданию, император Ираклий, облаченный в царские одежды, не мог внести реликвию в храм Воскресения. Преодоление препятствия стало возможным лишь после того, как он, следуя совету патриарха Захарии, сменил пышные одеяния на простую тунику, символически уподобившись смиренному пути Христа.
Слияние двух ключевых событий — обретения в IV веке и возвращения в VII столетии — именно 14 сентября (27 сентября по новому стилю), что закрепило эту дату в церковном календаре как единый праздник.
Православные богослужения и обряды
Чин Воздвижения Креста
Центральным событием праздничного богослужения является чин Воздвижения Креста. Этот обряд проводится на утрене, которая служится вечером 26 сентября (накануне праздника).
Священник или архиерей, облаченный в фиолетовые праздничные одеяния, выносит украшенный цветами Крест на середину храма и помещает его на аналой. Затем, стоя перед святыней, он пять раз совершает ее торжественное воздвижение (поднятие), обращая ликовой стороной последовательно на восток, запад, юг, север и снова на восток. Каждому воздвижению предшествует протяжное пение стократного “Господи, помилуй”.
Действие символизирует явление силы Креста Господня всему миру и напоминает о том, как Патриарх Макарий поднимал обретенную святыню для обозрения всему народу в Иерусалиме.
Особенности богослужения в этот день
Богослужение Воздвижения имеет ряд отличительных литургических особенностей:
- Строгий пост. Устав предписывает в этот день соблюдать строгий пост (даже если праздник выпадает на воскресенье), что является уникальным случаем для двунадесятых праздников. Это подчеркивает идею сопричастности к жертве Христа и необходимость аскетического усилия.
- Литургические тексты. Богослужебные песнопения (тропари, канон) целиком посвящены осмыслению животворящего Креста как орудия спасения, победы над смертью и адом. Крест прославляется как “красота Церкви”, “верных утверждение” и “ангелов слава”.
- Поклонение Кресту. После чина Воздвижения духовенство и верующие совершают целование (прикладывание) животворящего Креста, во время чего хор поет особые песнопения — стихиры на поклонение Кресту.
- Изменение порядка службы. На утрене вместо привычного “Слава в вышних Богу” поется особый праздничный отпустительный тропарь: “Спаси, Господи, люди Твоя…”. Чтение канона также имеет свои особенности, так как он исполняется без библейских песен.
- Вечерня в день праздника. 27 сентября на вечернем богослужении Крест уносится в алтарь, что символически завершает цикл праздничных торжеств.

Богослужение Воздвижения сочетает в себе торжественность, связанную с прославлением животворящего Креста, и строгость, напоминающую о его жертвенном значении, что делает его одним из самых важных и глубоких праздников в православном календаре.
Молитвы и песнопения
Тропарь
“Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”.
Кондак
“Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, — да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы”.
Величание
“Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия”.
Иконы и храмы, посвященные Воздвижению
Что изображают на иконах
Центральный сюжет икон Воздвижения — торжественное поднятие Патриархом Макарием обретенного животворящего Креста перед народом. Композиция отличается сложной многофигурной структурой.
- Центр композиции: Патриарх, держащий Крест, часто с помощью диаконов.
- Фон: архитектурные элементы, символизирующие Иерусалимский храм.
- Нижний ярус: фигуры царицы Елены, императора Константина и множества верующих.
Известные храмы и монастыри
- Храм Гроба Господня (Иерусалим) включает часовню Обретения Креста
- Крестовоздвиженский собор (Женева) — главный православный храм Швейцарии
- Крестовоздвиженский монастырь (Москва), основанный в XV веке
- Собор Воздвижения Креста Господня (Петрозаводск) — памятник архитектуры XIX века
- Храм Воздвижения на Чистом Вражке (Москва) — уникальный образец русского узорочья
Крестовоздвиженские храмы часто имеют:
- крестообразную форму в плане;
- доминирующий центральный купол;
- использование крестовой символики в декоре фасадов;
- особые клейма с изображениями истории обретения Креста.

Храмы Воздвижения продолжают оставаться центрами духовной жизни православных общин, объектами культурного и исторического наследия и местами хранения особых реликвий, связанных с Крестом Господним. Данные сооружения не только представляют религиозную ценность, но и являются важными памятниками архитектуры, отражающими развитие церковного зодчества в разных странах и эпохах.
Народные и христианские традиции
В церкви в этот день:
- Проводят службу: верующие идут в храм, молятся, исповедуются и причащаются.
- Соблюдают пост: не едят мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Разрешена только растительная пища.
- Выносят Крест: священник торжественно выносит украшенный цветами Крест, и все верующие ему поклоняются.
В народе с этим днем связывают:
- Освящение: люди ставят кресты вдоль дорог.
- Молитвы об урожае: с иконами обходят поля, прося хорошего урожая на будущий год.
- Встречу зимы: считают, что с этого дня начинаются холода.
- Защиту от зла: делают маленькие крестики из веточек рябины и вешают их в домах.
- Осторожность: стараются не ходить в лес (верят, что там просыпается нечистая сила).
Праздник соединяет в себе глубокую церковную традицию и народные приметы, связанные с изменением времени года и хозяйственными заботами.