Стоять на месте, будучи прижатым к стене, довольно опасно, стражи порядка быстро отступают, сбиваясь в кучу и прячась друг за друга под свист и улюлюкание молодежи.
Выйдя из укрытия, с низкого старта через перекресток забег в полном обмундировании с занесенной над головой дубинкой, которая часто идет в дело без разбора. Достается и тем, кто действительно ведет себя буйно и вызывающе, например, пытается разбить автобусные остановки, но чаще удары получают те, кто не пытался убежать, потому как вышел протестовать против политики нынешних властей мирно и оказался не в то время не в том месте, попал под горячую руку. В Марселе полицейский бил ногами женщину, против него начали внутреннее расследование за чрезмерное насилие.
В Париже тоже инцидент: молодой человек, получив дубинкой по голове, упал без сознания.
Его унесли, на земле остались следы крови. Стражи порядка очень не любят, когда рядом с ними журналисты, объектив камеры или фотоаппарата для них – это тоже враг, а с врагами они не церемонятся.
"Массовое присутствие полицейских воспринимается французской молодежью как провокация и призыв к действию. Они атакуют стражей порядка и получают пропорциональный ответ", — сообщила корреспондент Анастасия Попова.
Разогнать всех не получится. Во многих городах человеческие "реки" из протестующих, шествия растянулись на километры.
"Это самая массовая мобилизация французов: со времен, пожалуй, желтых жилетов на улицы не выходило столько людей. Это представители разных профессий, которых объединяет одно – их всех ждет сокращение бюджета. Власти требуют экономии – улицы требуют отставки Макрона", — передает корреспондент.
Очень скоро баннер с подобным призывом полицейские вырвали из рук людей. В Марселе к проблеме несменяемости элиты вне зависимости от результатов выборов подошли более креативно – подготовили гильотину. В Париже грозили устроить май 68-го, если власти продолжат нынешнюю политику.
"Нужны деньги на лицеи, а не на армию, потому что на образование выделяют все меньше бюджета. Например, у нас в школах все разваливается, нам все это надоело", — отмечает одна из участниц манифестации.
"Нет, Франции не нужна война, ей не нужен бюджет на войну. Франции нужен бюджет на больницы, на школы, чтобы хорошо платить госслужащем, чтобы повышать зарплаты. Нам не нужна экономика войны", — говорит еще один манифестант.
Себастьян Лекорню, до недавнего времени министр обороны страны, признался, что не смыслит в финансах, и похоже, согласился на эту должность, потому что просто не мог отказать Макрону. Сроки поджимают, а он никак не может найти добровольцев в кабинет министров.
"Лекорню может говорить что хочет про смену курса, но вопрос в бюджете — 15 октября самое позднее, когда он должен попасть в парламент. За три недели ему надо разработать бюджет, с которым ни Мишель Барнье, ни Франсуа Байру не справились", — отмечает корреспондент французского телевидения.
Главный вопрос, на чем экономить. Газета Les Echos подсказывает: Франция за последние три года отдала больше 8,5 миллиарда евро Украине, из них почти шесть миллиардов на оружие. И теперь вооружается сама вместе с Европой в долг, несмотря на экономический кризис.
"800 миллиардов евро на перевооружение Европы и пять процентов от ВВП мы должны тратить в НАТО, они хотят потратить 100 миллиардов евро на оружие в следующем году, при этом урезают 44 миллиарда социальных расходов. Ощущение, что мы вступим в войну все более очевидно, но мы хотим другую альтернативу", — говорит участница манифестации Каролин Вьо.
Занимать бесконечно не получится, выплата одних только процентов по госдолгу рискует стать первой статьей расходов во французском бюджете, который еще предстоит согласовать. Но привести к общему согласию три блока в национальном собрании, которые отказываются сотрудничать, задача для Лекорню невыполнимая, считают эксперты, которые уже делают ставки на то, как долго продержится новый премьер и гадают, будет ли следующий.