Пример Европы в очередной раз демонстрирует то, как опасно впадать в эйфорию. А пример Венгрии, что все-таки и один, или почти один, в поле воин.
"Будапешт довольно интересное место, мягко говоря. Конечно, это удар по Европейскому союзу, что встреча проходит в Европейском союзе, без какого-либо участия Брюсселя. Это своего рода провокация. Виктор Орбан, которому в начале следующего года предстоит пройти выборы, получает тем самым массивную поддержку", — заявили в эфире ZDF.
"Эта встреча является недружественным актом по отношению ко всем, кто явно поддерживает Украину. Германия, Франция, а также Польша и многие другие страны могут почувствовать себя обманутыми: минуя их, на территории ЕС и без Украины, Трамп пытается достичь соглашения с Путиным. По-видимому, ему также важно продемонстрировать слабость ЕС", — говорится в материале Spiegel.
Панические оценки, которыми к выходным пошли сыпать европейские СМИ, резко контрастируют с бодрым началом недели.
Наконец-то собрание группы поддержки Украины в Брюсселе посетил сам шеф Пентагона Пит Хегсет. Генсек НАТО Рютте пытался выглядеть загадочно и многозначительно, не подозревая, что очень скоро будет выглядеть нелепо.
"Это открытая пресс-конференция. Я знаю, что Владимир Путин всегда подключается в такие моменты, слушает, что я говорю. Так что я не хочу делать его слишком осведомленным", — сказал генсек Североатлантического альянса.
Рютте упустил из виду то, что в отличие от него президент России сам формирует мировую повестку, так что категории осведомленности к Путину в принципе не применимы – она абсолютная, но ту же самую ошибку допустили все, кто воспринял слова Хегсета, как сигнал завершения переговорного трека между Москвой и Вашингтоном, как признак того, что по целям в России вот-вот полетят "Томагавки". В защиту ошибавшихся можно сказать одно – прозвучало, и правда, резко.
"Военное министерство США готово внести свой вклад. Мы по-прежнему четко осознаем, что наиболее эффективными средствами сдерживания российской агрессии являются, во-первых, мощная, боеспособная и возглавляемая европейцами НАТО, и, во-вторых, боеспособные украинские вооруженные силы, способные защитить себя и тем самым продолжать сдерживать российскую агрессию вдоль границы НАТО. Повторюсь: мир через силу", — сказал Хегсет.
Всякое еще может быть, но ясно, что реализация европейского плана по втягиванию Трампа в войну с Россией, встречает сопротивление в Белом доме.
Теперь понятно, что на самом деле сказал Хегсет коллегам: покупайте у США военное оборудование и сами управляйте эскалацией – в Вашингтоне явно не вполне удовлетворены финансовым наполнением инициативы PURL – расшифровывается, как "список приоритетных потребностей Украины".
В начале лета на саммите НАТО в Гааге Рютте обещал Трампу, что до 2028 года Европа вложит 50 миллиардов евро в закупки американского оружия для Украины, но время идет, а взносов в эту кассу всего на два миллиарда.
Не торопится Британия. Франция, Италия, Польша, Чехия, Венгрия от участия уже отказались. Даже Германия, которая нынче верховодит в группе поддержки и трясет мошной на каждом углу, в данном случае выступает откровенно вяло, пытаясь загрузить заказами собственную оборонку.
"В этом году Германия оказывает Украине поддержку на сумму около девяти миллиардов евро, и мы продолжим оказывать поддержку на этом уровне <…> Мы также участвуем, конечно же, в PURL с инвестициями в размере 500 миллионов долларов", — говорил министр обороны Германии Борис Писториус.
В общем, наобещали Трампу с три короба, а как выполнять – не понятно. Отсюда и это стремление втянуть американскую администрацию во все тяжкие – тогда про многое можно будет в принципе забыть.
А так – тревожную тенденцию подтверждает и министр обороны Швеции, с испугу вступившей в НАТО.
"Мы наблюдаем неверную траекторию в отношении поддержки Украины, которая идет на спад. Мы хотим увидеть более активные действия по усилению и увеличению финансовой поддержки и военных пожертвований Украине", — заявлял глава оборонного ведомства Швеции Пол Йонсон.
По подсчетам немецкого института мировой экономики, даже с учетом двух миллиардов, выделенных по украинскому списку, военная помощь Киеву сократилась на 57%. Что отражает растущий скепсис относительно способности Украины перевернуть ход боевых действий за счет резкого наращивания численности ВСУ – оружие само по себе воевать не будет.
Газета Die Welt сообщает, что в последние месяцы, когда Зеленский разрешил выезжать за границу молодым людям в возрасте до 22 лет, число запросов на предоставление убежища в Германии от граждан Украины выросло со 100 до тысячи штук в неделю.
Мобилизационный ресурс разбегается, причем с ускорением на волне слухов о новом перекрытии границ для молодежи с 1 ноября. Аппетит же киевского режима остается неизменным – чтобы воевать в 2026 году ему нужно 120 миллиардов долларов.
"Наиболее эффективный путь для удовлетворения этой потребности — это выделение нашими европейскими и неевропейскими партнерами не менее 0,25% своего ВВП на военную поддержку Украины", — заявил министр обороны Украины Денис Шмыгаль.
Зеленский и компания предлагают спонсорам новый формат взаимоотношений: Европа не просто поставляет оружие и боеприпасы, а напрямую платит зарплаты украинским военнослужащим, что превращает национальную армию в банду европейских наемников.
С отношением к данной инициативе Европа пока не определилась. Но, скорее всего, своих средств на выплату еще и денежного довольствия ВСУ у нее не будет, а единственная альтернатива – это финансовые производные от замороженных российских активов.
Министр иностранных дел Польши, который эффектно заявился в британский парламент вместе с российским беспилотником "Герань" – вот так она в Вестминстер первый раз залетела, уже все посчитал – за себя и за украинцев.
"Украинцы планируют эту войну на три года, что разумно. И нам нужно убедить Путина, что мы готовы придерживаться этого курса как минимум эти три года", — говорил глава польского МИД Радослав Сикорский.
А что случится через три года? Как минимум, закончится кредит, который Евросоюз пытается выдать Киеву. Кредит, обеспеченный российскими активами.
Канцлер Мерц на этой неделе молчал, когда Италия плюнула в Германию, остановив процедуру экстрадиции одного из украинцев, подозреваемых в подрывах "Северных потоков"; канцлер молчал, когда польский суд выпустил на свободу другого фигуранта того же дела, но на деньгах для Украины его прорвало.
"Мы хотим еще более эффективно использовать замороженные активы Центрального банка России, чтобы предоставить Украине дополнительно около 140 миллиардов евро в виде беспроцентных кредитов <…> они обеспечили бы военную устойчивость Украины на несколько лет, если это будет необходимо", — заявил Мерц.
На прошлой неделе федеральное статистическое управление Германии сообщило о рекордном спаде промышленного производства. Лидером падения был назван автопром – минус 18,5%, а на этой неделе выяснилось, что на те же 18% замедлилась и основа основ немецкой экономики – химическая отрасль. Тут явно есть, о чем подумать, над чем поработать, но они не будут.
Накануне очередного саммита ЕС у словацкого премьера следующие ожидания.
"Тема номер один — Украина. Тема номер два — деньги для Украины. Тема номер три — кредиты для Украины. Тема номер четыре – оружие для Украины. Тема номер пять — как помочь Украине. Тема номер шесть — как не оставить Украину одну. Тема номер семь – как победить Россию <…> Это будет цирк, дамы и господа", — заявил премьер-министр Словакии Роберт Фицо.
Какой цирк без смертельного номера, но на него еще должна согласиться Бельгия, где хранятся российские активы – и именно она больше остальных рискует свернуть себе шею. К тому же сейчас у противников такого рода экспериментов появляется аргумент в пользу того, чтобы с этим трюком по крайней мере не торопиться.
В то же время, сторонникам использования российских денег на саммите 23 октября будет сложнее исполнить свою давнюю мечту и проигнорировать позицию Венгрии, которая и ранее была, а сейчас еще больше не заинтересована в такого рода махинациях. Иными словами, после телефонного разговора президентов России и США и новостей о предстоящем саммите в Будапеште вероятность политического решения о кредитовании Украины за счет арестованных активов стала ниже, чем была до. Хотя в любом случае иных вариантов найти деньги, кроме как своровать – у них не имеется.