Беспокойство Берлина вызывает то, что администрация главы Белого дома Дональда Трампа обозначила Европу в новой Стратегии национальной безопасности (СНБ) США не приоритетным партнером, а "проблемным случаем". Еще больше тревоги у правительства ФРГ вызывает "четкий стратегический и риторический разворот США в отношении Европы".
Аналитики МИД ФРГ считают: из-за смены подхода к региону Вашингтон теперь сосредоточится на целенаправленном влиянии на европейскую политику, которое выразится в поддержке правых "патриотических партий" и поощрении их сопротивления текущему курсу Евросоюза.
"Партии, подобные "Альтернативе для Германии", определяются как партнеры по сотрудничеству. Правым партиям будет оказана помощь в реализации их демократически законного требования о формировании правительства", – приводит Bild текст документа.
Из-за этой ситуации Германия встала перед выбором, "до какой степени она готова следовать требованиям США", если они ослабляют ЕС и подрывают ее собственные национальные интересы, подытожили журналисты Bild.
Ранее заместитель госсекретаря США Джейкоб Хелберг заявил, что США не пытались оскорбить Европу, а лишь поставили ей диагноз, когда разработали свою новую стратегию. По его словам, Европа должна решить: либо она дальше будет придерживаться бюрократического паралича, либо выберет обновление, защиту границ и справедливые торговые отношения.
Вашингтон опубликовал СНБ США 5 декабря. Ряд ее пунктов был встречен серьезной критикой в Европе. Так, в документе отмечено, что через 20 лет Европа может измениться до неузнаваемости, и некоторые государства перестанут быть надежными союзниками для США. В то же время Россия в этом документе не называется враждебным США государством.
Журналист газеты Neue Zürcher Zeitung (NZZ) Георг Хеслер назвал СНБ США ответом на Мюнхенскую речь 2007 года президента России Владимира Путина, поскольку она прямо перекликается с тезисами российского лидера.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что одной из целей СНБ США стало стремление указать Европе ее место. Дипломат считает, что стратегия Штатов направлена в том числе на то, чтобы Европа не пыталась втягивать Вашингтон в свои политические игры.