Там же заявили, что антисоветская агитация и пропаганда являются деяниями, не содержащими общественной опасности, и осужденные за них подлежат реабилитации независимо от фактической обоснованности обвинения.
Президиум Верховного суда под председательством Игоря Краснова рассмотрел материалы дела Ивана Мока, приговоренного в 1950 году. Как следует из архивных документов, во время оккупации Одесской области он добровольно исполнял обязанности старосты и выполнял распоряжения оккупационных властей, а после репатриации занимался антисоветской агитацией среди жителей Кировской области.
Высшая судебная инстанция указала, что в соответствии с пунктом "а" статьи 5 закона "О реабилитации жертв политических репрессий" деяния, связанные с антисоветской агитацией и пропагандой, не признаются общественно опасными. Уголовная ответственность за такие действия была официально отменена в СССР в 1989 году.
Президиум Верховного суда на основании изложенного отменил приговор в части осуждения за контрреволюционную агитацию и прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления.
Суд также исключил назначение наказания по совокупности преступлений, связанное с данной статьей. При этом приговор в части осуждения Ивана Мока за измену родине оставлен без изменений. В Верховном суде напомнили, что в Уголовном кодексе РСФСР 1926 года ответственность за подобные преступления регулировалась статьей 58, предусматривавшей вплоть до высшей меры наказания.
Ранее обозреватель ВГТРК Андрей Медведев в своем Telegram-канале назвал прорывом решение Верховного суда (ВС) РФ об антисоветской агитации и пропаганде.