В докладе говорится, что после ухода Асада, несмотря на видимую стабилизацию и более оптимистичный взгляд части западных аналитиков, риск нового крупного обострения в Сирии по-прежнему высок. Страну, как ожидается, так и оставят разделенной на зоны влияния Турции, США и Израиля. В пессимистичном варианте событий в Сирии может снова начаться масштабный конфликт по нескольким линиям раскола: между арабским большинством и национальными и религиозными меньшинствами (курдами, друзами, алавитами), а также между умеренными суннитами и радикалами из ИГИЛ (запрещена в РФ) и других экстремистских группировок.
При этом в отчете ИМЭМО РАН подчеркивается, что более вероятным выглядит сценарий, при котором вспышки насилия останутся локальными, а риск новой полномасштабной войны будет невысок. Но даже относительно небольшой кризис, например, конфликт в провинции Сувейда или крупное нападение на лагерь Эль-Холь, может запустить цепную реакцию новых столкновений и заметно изменить расстановку сил.
Авторы доклада отмечают, что долгосрочный мир в Сирии невозможен без начала реального политического процесса и без продуманной гуманитарной стратегии. В нее, по их мнению, должны входить разоружение и демобилизация боевиков, а также возвращение к нормальной жизни людей из лагерей беженцев и семей задержанных членов ИГИЛ. Без этих шагов вооруженное насилие, как подчеркивается в документе, так и останется обычной частью жизни в стране.
Согласно исследованию, к началу 2026 года политическая система Сирии будет представлять собой разрозненную и слабую конструкцию, которая работает в условиях ограниченного контроля над собственной территорией. Формально страна сохранит республиканскую форму правления с президентом во главе.
В докладе указывается, что президент Ахмед аш-Шараа продолжит строить систему управления на основе соглашений и компромиссов с разными исламистскими группами, в том числе довольно радикальными. При этом реальная власть и влияние в Сирии будут распределены между религиозными и племенными лидерами, местными вооруженными формированиями и внешними игроками, которые поддерживают разные силы внутри страны.