С таким намерением президент США летел на встречу с союзниками в швейцарский Давос. Слушать хоть кого-то он там не собирался. Задача была другой. Наметки сценария Трамп публиковал у себя в сети заранее, что выглядело как откровенный троллинг.
Вот карта Северной Америки целиком в цветах американского флага, включая не только Гренландию, но и Канаду, которую поясняет массовке европейских коллег Дональд Трамп.
Подыграла британская "Таймс", опубликовав накануне Давоса и его предполагаемый итог: накуралесивший малютка Трамп тихо уснул на диване, в то время как доведенные до ручки взрослые отходят в бездыханных позах. Британский премьер Кир Стармер изможден донельзя, его датская коллега Метте Фредриксен – с потерянной туфлей и в полном отчаянии, за диваном, съежившись, дрожит Эммануэль Макрон, а рядом – с бутылкой и сразу с тремя сигаретами во рту – Джорджа Мелони. В дальнем углу – немцы – Урсулу фон дер Ляйен прижимает к себе Фридрих Мерц. Запрокинув на стуле голову, воздух хватает ртом финн Александр Стубб, генсек НАТО Марк Рютте в отрубе с головой на столе. На полу – полный кавардак из детских игрушек.
Уже по итогам Давоса британский "Экономист" дает на обложке монументального Трампа, оседлавшего полярного медведя.
Так что же толком произошло в Давосе? Отправляясь туда, фактически за Гренландией, Трамп предвидел встречу с кучкой деморализованных и разобщенных европейских лидеров. Готовясь, в понедельник Дональд Трамп отправил издевательское письмо премьеру Норвегии – Йонасу Гар Стере.
"Дорогой Йонас! Учитывая, что ваша страна решила не присуждать мне Нобелевскую премию мира за предотвращение более восьми войн, я больше не чувствую себя обязанным думать исключительно о мире. Мир не будет в безопасности, если мы не получим полный и тотальный контроль над Гренландией", – написал Трамп.
Президент Франции Макрон поначалу петушился.
"Мы решили присоединиться к поддержке Гренландии. Просто чтобы прийти на помощь союзнику, еще одной европейской стране, Дании", – заявлял он.
Но потом вдруг заговорил об "эффективной многосторонности".
"Наша цель в статусе страны-председателя "Большой семерки" выстроить схему сотрудничества, попытаться восстановить более эффективные многосторонние совместные действия, чтобы строить мосты, в частности, со странами БРИКС и "Большой двадцатки", – говорил Макрон.
Похоже, и Россию готов был на расширенную "семерку" позвать.
Не знаю уж, причиной тому зеркальные очки Макрона, но он как бы прозрел, хотя и поздновато. Неужели и раньше было непонятно, что без России никакие мировые проблемы не решить? Достаточно просто было глянуть на карту и прикинуть – ядерная держава с крупнейшей территорией, значительным народонаселением и огромными ресурсами.
Ранее когда-то Макрон позволил себе сообщить детали конфиденциального разговора с президентом России Владимиром Путиным. Сейчас Трамп эту бестактность ему возвращает, публикуя личное письмо Макрона, где тот приглашает его на ужин в Париже.
"Мой друг, я не понимаю, что ты делаешь с Гренландией. Я могу организовать встречу G7 после Давоса в Париже в четверг днем. Я могу пригласить украинцев, датчан, сирийцев и россиян – на полях. Давай поужинаем вместе в Париже в четверг, перед тем как ты вернешься в США", – писал Трампу Макрон.
От ужина с Макроном глава Белого дома отказался, поскольку тот, как говорится, не при делах.
К встрече с Трампом растерянных европейцев в Давос заранее приехал готовить глава Минфина США Скотт Бессент. Сначала заявил, что у стран НАТО перед США накопился долг в 22 триллиона долларов, а потом провел сеанс психотерапии.
"Устройтесь поудобнее, сделайте глубокий вдох и позвольте событиям развиваться своим чередом. Худшее, что могут сделать страны, – это обострить конфликт с Соединенными Штатами", – заявлял он.
Моментом истины в Давосе стало признание премьера Канады Карни о том, что до сих пор все жили в лживом мире – и таково было правило игры – по умолчанию.
"Мы знали, что история международного порядка, основанного на правилах, была частично ложной. Что самые сильные освобождали себя от обязательств, когда им было удобно. Что торговые правила применялись асимметрично. И мы знали, что международное право применялось с разной строгостью в зависимости от личности обвиняемого или жертвы", – заявлял он.
Бедный. И куда теперь с этим дальше? Тут же от Трампа и получил. Отказ от личной встречи с Карни и изгнание Канады из "Совета мира". По Трампу, есть, за что.
"Это не суверенитет. Это имитация суверенитета при одновременном признании подчинения", – говорил Карни.
Канадцу вторил премьер Бельгии Барт де Вевер – и если раньше он чувствовал себя "счастливым вассалом", то сейчас амплуа европейских стран – "несчастное рабство". Причем, заметьте – не я это сказал.
"Сейчас мы находимся в очень плохом положении. Мы зависим от Соединенных Штатов, поэтому мы предпочли быть снисходительными. Но сейчас пересекается так много красных линий, что перед нами стоит вопрос о самоуважении. Быть счастливым вассалом – это одно, быть несчастным рабом – совсем другое", – заявлял Вевер.
Ну вот и приехали. Путин еще в 2023 году о вассалах говорил.
"Американцы же ведут себя очень прагматично, и все только в своих интересах – плевать они хотели на интересы своих союзников. У них союзников-то нет, у них есть только вассалы. И вассалы начали понимать, какая роль им уготовлена", – отмечал российский лидер.
И действительно, уже тогда понимали. Бельгийский премьер Барт де Вевер именно это и говорит же. А вот Путин еще четче о том же самом говорил год назад.
"Сейчас идет какая-то возня между европейскими политическими элитами и вновь избранным президентом США Трампом. Но я вас уверяю: Трамп с его характером, с его настойчивостью наведет там порядок довольно быстро и все они, вот увидите, это произойдет быстро, скоро встанут у ноги хозяина и будут нежно помахивать хвостиком", – отмечал президент РФ.
Собственно, ровно так и получается сегодня. Трамп уже и не скрывает, сколь презирает нынешнюю европейскую элиту за то, что те сотворили со своими странами, действуя вопреки национальным интересам.
"По правде говоря, некоторые страны Европы уже не узнать. Они изменились до неузнаваемости, и, честно говоря, тут и спорить-то не о чем. Друзья приезжают из разных стран – я не хочу никого обидеть – и говорят: "Да их не узнать". И это совсем не комплимент – наоборот", – отмечает Трамп.
А теперь, слабаки, – отдавайте Гренландию, – и срочно!
"Этот огромный незащищенный остров на самом деле – часть Северной Америки на северной границе Западного полушария. Это наша территория. Поэтому он представляет собой принципиальный интерес для национальной безопасности США и всей Америки", – заявлял Трамп.
Трамп для себя уже все решил. Если угодно, сжег мосты. Для него важно не просто войти в историю, а войти еще эффектно и красиво. И войдет. К 250-летию Америки, которое будет отмечаться 4 июля этого года, США во главе с президентом Трампом должны стать на два с лишним миллиона квадратных километров больше. И что бы там кто не бормотал в НАТО и ЕС, можно не сомневаться, что так и будет.
В Москве проблему Гренландии считают "внутринатовской", а что касается вхождения Трампа в историю – даже и в Кремле не спорят.
"Существуют эксперты международные, которые считают, что, решив вопрос присоединения Гренландии, Трамп, безусловно, войдет в историю. Причем не только в историю Соединенных Штатов, но и в мировую историю. И еще раз повторяю, без обсуждения, хорошо это или плохо, с этими экспертами трудно не согласиться", – отмечает пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
А Трамп все гнет свою линию, не ослабляя натиск.
"Мне не придется платить вообще ничего. Мы получим полный доступ к Гренландии. Мы получим весь необходимый нам военный доступ. Мы сможем размещать там все, что сочтем нужным, потому что речь идет о безопасности – национальной и международной. Поэтому платить не придется, за исключением того, что мы строим "Золотой купол". А "Золотой купол" станет чем-то по-настоящему выдающимся", – заявлял Трамп.
Ну, про "Золотой купол" это уже совсем отдельная тема и скорее – про туманное будущее.