Новая экспозиция посвящена полувековому служению архитектора Москве: с конца XIX века до 1930‑х годов он создал более ста проектов и зданий, однако надолго оказался в тени своих именитых современников.

В Музее архитектуры имени Щусева заново открывают имя Иллариона Иванова-Шица и историю его полувекового служения Москве. Автор более 100 проектов и зданий, построенных с конца XIX – до 30-х годов XX века, он оказался в тени своих именитых коллег. О вдумчивом архитекторе и виртуозном рисовальщике – Ксения Егорова.

Илларион Иванов-Шиц – человек с чеховской внешностью, скучающий под пальмами. С одинаковой тщательностью он создавал эскизы винных этикеток и проекты масштабных архитектурных комплексов, вроде Морозовской больницы. Делал иллюстрации к детским книгам и оформлял меню по случаю закладки памятника Гоголю. Так что и "кулебяка на четыре угла" и "осетр – произведение природы с полицмейстерской кухни" соседствовали с гоголевскими персонажами также органично, как им спроектированная мебель – с его же интерьерами и зданиями. В общем, универсал от архитектуры, прочно забытый уже к концу XX века.

"Илларион Иванов-Шиц проектировал очень много благотворительных заведений в императорской России. И в советское время он продолжил работать в основном над зданиями лечебного, медицинского назначения. В советское время нежелательно было привлекать внимание к достижениям императорской России на ниве благотворительности, народного образования", – поделилась директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.

Возможно, что причина забвения также кроется в отношении к эпохе историзма и модерна: в советский период эти стили не считались достойными большого внимания. Но у Иллариона Иванова-Шица был, собственно, свой стиль, конечно, напоминающий модерн – прежде всего в интерьерах, но будто бы много шире. Один из самых ярких проектов Иванова-Шица – здание Купеческого клуба на Малой Дмитровке – нынешний Ленком.

"По случаю закладки Ивановым-Шицем выполнена эта потрясающая гипсовая модель, которую он представил. Именно она там запечатлена, и эта уникальная модель хранилась в семье", – отметила куратор выставки Татьяна Иванова.

Илларион Иванов-Шиц не пропустил ни одного значимого события в истории Москвы. Так в связи с празднованием 100-летия Пушкина оформлял сквер рядом с его памятником, создавал он и памятник жертвам Ходынской трагедии, проектировал павильон на Каланчевке для торжественного прощания с Александром III по прибытии траурного поезда из Крыма. Никогда не забывал, что кроме пространства и объемов есть их предметное заполнение.

"Это его личная мебель совершенно точно. Мы постарались представить чертежи, в том числе, например, по мебелировкам. Он – прекрасный рисовальщик, поэтому он оформлял интерьеры, работал как иллюстратор", – сказал куратор выставки Александр Сухачёв.

В советское время архитектор также фокусировался на общественно-полезных зданиях: Зал Советов в Большом кремлевском дворце, глазная больница Гельмгольца, дворец труда ВЦСПС и многие другие. Для того чтобы представить творчество забытого архитектора, необязательно далеко отходить от Музея архитектуры Щусева: прямо напротив – здание Кремлевской больницы ЛечСанУпра – так это раньше называлось. И это здание, и многие другие продолжают сегодня служить москвичам.