Тема:

Спецоперация России 7 минут назад

Российские бойцы рассказали, как освобождают от врага Димитров

Читать Вести в MAX
Очередная сложная для мира неделя. Иран и США все еще балансируют на грани новой войны. Трамп отправляет в регион дополнительную морскую эскадру. Куба жестоко страдает от мертвой хватки американской нефтяной блокады.

Европа пытается осознать себя в условиях, когда Запад раздроблен, а санкции оказались себе дороже. Канцлер Германии Мерц, однако, все еще ставит на истощение России, а Макрон все ищет некий "канал связи с Москвой". В Москве же подтвердили, что в ближайшие дни трехсторонние переговоры с США и Украиной продолжатся в Швейцарии.

Для России же важнейшим делом остается фронт. Происходящее там и есть наш главный дипломатический аргумент. А российские войска наступают сейчас в зоне спецоперации по всем направлениям. Об этом заявил сегодня начальник Генерального штаба Валерий Герасимов в ходе проверки выполнения боевых задач группировкой "Центр". Именно там идут сейчас наиболее упорные бои. Наши бойцы сражаются за Новопавловку и Новоподгорное в ДНР.

"Соединения и воинские части группировки развивают наступление на добропольском направлении, продолжается освобождение населенных пунктов Новый Донбасс и Белицкое. В Гришино наши подразделения в уличных боях уничтожают формирования противника", – заявил Герасимов.

Группировка "Север" расширяет полосу безопасности в приграничных районах Сумской и Харьковской областей. Освобождены еще три населенных пункта – Поповка, Сидоровка и Чугуновка. Успешно развивает наступление и наша "Западная" группировка. Противник блокирован на восточном берегу реки Оскол.

"На краснолиманском направлении завершается зачистка от формирования противника населенных пунктов Дробышево и Яровая. Войска "Южной" группировки продвигаются в направлении Славянска. Продолжается уничтожение украинских формирований в Константиновке. На александро-калиновском направлении освобожден населенный пункт Степанов", – добавил начальник Генштаба.

Продвигаются наши войска и на запорожском направлении. Сегодня, несмотря на ожесточенное сопротивление украинских боевиков, наши военные освободили населенный пункт Цветковое.

"Пытаясь остановить наше наступление, командование противника перебросило на это направление наиболее подготовленные штурмовые подразделения с других участков. Соединение группировки уверенно отражает атаки противника. Формирования противника несут значительные потери", – отметил Герасимов.

Донбасс. Сел туман, температура повысилась, дороги скользкие, но мы не упускаем возможность проехать в недавно освобожденный Димитров. Рядом со мной комбат пятой бригады Саша Реут – добрый, улыбчивый подполковник.

"Тройками ходим, по три человека. Больше нельзя, а меньше тоже нет смысла. Очень сильно контролируют. Если вокруг тебя даже нет противника, это не означает, что тебя никто не видит. Видит все. Есть и квадрокоптеры, опять же, эти наблюдатели. Есть там датчики передвижения, там ставят. Немцы камеры ставят там на домах прям, которые наблюдают уже", – рассказывает командир батальона 5-й бригады группировки "Центр" Александр Сергеев с позывным Реут.

"Немцами" в зоне СВО часто называют украинских военных, это ассоциация с Великой Отечественной войной. Заходим в подвал, где собрались группы, что через час выдвинутся в глубину Димитрова и дальше – на помощь идущим впереди штурмовикам группировки "Центр".

Идем в центр Димитрова. Обязательно с собой охотничий дробовик, отбиваться от коптеров, и специальные шипы на обувь, чтоб не скользить на ледяных тропинках.

"Сейчас как слоеный пирог. Нет такого конкретного фронта. Можно двойку, группу засунуть в глубину, в центр города, который сидит там как маячок и докладывает передвижение противника. Каждый, каждый человек, уже находясь в городе, важный – больше сведений о противнике получаешь. Не так, что он там сидит, штурмовик, боевик, и каждого расстреливает. Нет, это сейчас так не работает", – поясняет командир батальона 5-й бригады группировки "Центр" Александр Сергеев с позывным Реут.

Проводник Руслан "Кальмиус" крестится перед выходом. Все, как обычно: растягиваемся в цепочку, идем друг за другом, стараясь ступать след в след. В таком походе есть главное правило: надо моментально реагировать на команды старшего и проводника. Опасностей много, даже украинского военного можно встретить, скрывающегося в развалинах.

Надо под ноги смотреть, потому что украинцы забрасывают сюда американские противопехотные фугасные мины, "колокольчики". Помните, "лепестки" были. Сейчас "колокольчики".

"Часто меняю маршрут, потому что они одним маршрутом ходить не дают, выставляют там этих "ждунов" так называемых, засыпают минами, "лепестками". И маршрут приходится менять раз в два дня", – рассказывает командир батальона 5-й бригады группировки "Центр" Александр Сергеев с позывным Реут.

Было бы хорошо встретиться с местным населением, узнать, как мирные люди живут. Вот домашний пес, значит здесь кто-то есть, можно зайти, поговорить.

"Мы работаем, общаемся с местными, местные тоже работают. На нашей стороне, в основном все на нашей стороне. И говорят, что вот там, тут, вот здесь есть скопление. И мы постепенно уже работаем на уничтожение", – говорит командир батальона 5-й бригады группировки "Центр" Александр Сергеев с позывным Реут.

Украинских беспилотников еще полно, на квадроциклах сюда доезжают самые отчаянные.

"Есть группы, которые сразу сдаются. Без боя. А есть матерые, которые прям до конца, они, наверное, думают, что вот сдадимся и их убьют. Нет такого. За каждого пленного там трясемся, там же наши тоже попадают в плен. Обменный фонд пополняем таким образом", – рассказывает командир батальона 5-й бригады группировки "Центр" Александр Сергеев с позывным Реут.

Вот в плен солдат противника берут штурмовики группировки "Центр" Андрей Шаврин и Денис Агафонов.

"Бывало, 5 дней мы сидели голодные. Потому что, когда "Баба-Яга" наша вылетала, ваши ее сбивали. А у нас вход был заложен мешками в три ряда глиной. Слышу, взорвался вход. Ваши там ходят, и я решил выйти, сдаться. Удивительно то, что рассказывали и то, как оно есть, это две большие разницы. Меня накормили, мне давали сигареты. И просил водички, давали попить. Все хорошо. Никто не оскорблял, никто не бил ничего вообще", – признается пленный военнослужащий ВСУ Денис Яковлев.

Вот мы пришли в сороковой квартал, совсем близко к центру. Прислушиваемся к жужжанию коптера. Украинский оператор может усадить свой коптер на крышу и ждать появления цели, потом внезапно спикировать. Все происходит буквально в секунды, главное – успеть среагировать.

"Это очень быстро, реагирование вот этой нашей всей штурмовой группы. Работает здесь штурмовая группа в основном сейчас. Вот при зачистке вот этих многоэтажных домов. Это в тандеме с беспилотными летательными аппаратами. FPV. Сначала все продувается – это наносится огневое поражение средствами FPV, после чего сразу заходит штурмовая группа", – добавляет командир батальона 5-й бригады группировки "Центр" Александр Сергеев с позывным Реут.

Зампотех батальона с позывным Сэм – наш ангел хранитель в этой поездке. Маршруты все он знает наизусть и за нас отвечает, чтобы доставить в целости и сохранности. В Димитров едем с заместителем командира 5-й бригады.

"Обычный городок. Промышленный. Много шахтеров. Цветущий был город. Хороший", – вспоминает заместитель командира 5-й гвардейской бригады им А.В. Захарченко Антон Альшаницкий.

Надо быть наготове, места уже начинаются безлюдные. Противник город потерял, но дороги к нему и пути подвоза контролировать пытается. В итоге заскакиваем в город и сразу пешком направляемся в центр.

Вот боеприпас. Судя по всему, это ВОГ. Саперы уже здесь прошли, обозначили красной ленточкой, что не надо сюда наступать. Но городу предстоит еще масштабное разминирование. Где немного поспокойнее, общаемся с мирными горожанами.

"Хочется, чтобы уже тишина наступила. Страшно, стреляют, все вот это. Война есть война", – говорит местный житель.

По городу мирных жителей мы встречаем постоянно, наши бойцы помогают им выходить в безопасные районы. Вот выводят целую семью. Тех, кто оставался с детьми, украинские власти напоследок заставляли выезжать насильно.

На одной из промежуточных точек переводим дух. Тут же и общение с пленными. Эти – прямо только с мороза, сидят, греются.

"Ребята отправились в автономку, минимум на трое суток. В принципе, если у них есть две радиостанции, пончо, маскхалаты были у вас? Маскхалаты. То есть они шли как дргшники. Рюкзак хороший", – говорит заместитель командира 5-й гвардейской бригады им А.В. Захарченко Антон Альшаницкий.

Вот кадры, как наши брали в плен этих украинских солдат. Служили они, хоть и недолго, в 79-й бригаде ВСУ. С ними наши парни из 5-й гвардейской воюют лицом к лицу еще с Красногоровки. Троица эта из разных регионов – Закарпатье, Житомир и Херсон.

"Я "бусифицированный", меня сюда забрали, силой затащили. Дом люблю, а государство – нет", – признается военнопленный Артур Малиновский.

В 5-й гвардейской бригаде имени первого главы ДНР Александра Захарченко преимущественно служат жители Донбасса и свое сражение с Украиной и ее армией они начали задолго до начала СВО – еще в качестве ополченцев и бойцов Народной милиции ДНР. На прошлый Новый год бригада заходила в Курахово. В этот – взяла Димитров.

"Завезли мы фейерверки, пиротехнические средства, завезли мы костюмы Деда Мороза и ходили поздравляли гражданское население. Перемещались в костюмах Деда Мороза наши люди, размахивали государственным флагом Российской Федерации. Лицезрели, наверное, многие", – рассказывает заместитель командира 5-й гвардейской бригады им А.В. Захарченко Антон Альшаницкий.

Экскурсию мы завершаем, конечно же, на крыше. Сопровождающий боец с позывным Елка кратко ориентирует нас на местности.

"Заходили тяжело до терриконов. За терриконами сильно укрывались враги. Выбили, заняли позиции. В нормальном расположении духа. Продолжаем работать", – говорит боец.

Вот памятник болгарскому коммунисту Георгию Димитрову, в честь которого был назван город, стоит напротив ДК. Мы смотрим на его гордый профиль.

Димитров дождался на своем постаменте, когда город снова стал называться в честь него. Эпоха Мирнограда украинского периода закончилась. Линия фронта от города отодвигается прочь к границам ДНР и это – залог того, что война здесь отныне и навсегда останется в прошлом.