Алексей Балабанов – мастер и патриот до мозга костей

Для многих уходящая неделя навсегда останется неделей памяти кинорежиссера Алексея Балабанова. Мастер скончался в Петербурге 18 мая от сердечного приступа. Ему не было и 55 лет. Еще при жизни он был "большим", а после смерти, наверное, станет великим.

Для очень многих наших соотечественников уходящая неделя навсегда останется неделей памяти кинорежиссера Алексея Балабанова. Мастер скончался в Петербурге 18 мая от сердечного приступа. Ему не было и 55 лет. Еще при жизни он был "большим", а после смерти, наверное, станет великим. И это несмотря на то что Балабанов никогда не стремился ни к славе, ни к призам, ни к вроде бы престижным тусовкам. Для поколений россиян его культовое кино делало новую жизнь понятнее.

"Тишина на площадке. Репетиция хорошая" — знаменитая балабановская фраза, после которой начиналось твориться балабановское кино. Уникальное явление и культовый режиссер, который оправдывал само существование русского кино на сломе веков.

После института — служба в Советской армии и Афганистан — оттуда опыт и знания о жизни и смерти, войне и мире. Вернувшись домой, стал работать ассистентом режиссера на Свердловской киностудии.

Режиссерские курсы и переезд в Ленинград. Несколько успешных работ в жанре арт-хауса. Но настоящую известность принес, конечно, "Брат". А Данила Багров для 90-х оказался первым и, видимо, последним героем целого поколения и целой эпохи.

Патриот до мозга костей. И это Балобанову всегда ставили в упрек, а он не сдавался и продолжал провоцировать.

Он переживал распад Советского Союза и любил Россию. Но происходившее на пространстве одной шестой части суши его ломало, и не случайно диалоги и реплики героев для некоторых казались слишком жесткими, несвоевременными и вызывающими.

Своей гражданской позицией — четкой и приятной далеко не всем — Балабанов, как скажут позже, "взорвал" российское кино. Режиссер показывал жизнь здесь и сейчас, а зритель не всегда понимал, что ему делать — ужасаться или смеяться.

С Сергеем Бодровым в главной роли Балабанов снял "Войну" — о события второй чеченской. Их творческий тандем должен был продолжаться и дальше. В память о пропавшем без вести актере Балабанов снимет "Морфий".

Трагикомедия "Жмурки" — яркий фарс, бандиты, бизнесмены и политики. И снова кино о жизни в России 90-х годов. Балабанов любил работать по собственным сценариям, и каждый фильм становился событием.

Тяжелая болезнь, как считают близкие, уже говорила в его поздних работах. Все мрачнее и тяжелее. "Мне не больно", "Груз-200". Последний фильм вышел в прокат в декабре 2012 года — реалистичная сказка "Я тоже хочу".

Интервью за несколько дней до кончины — страшное, потому что пророческое. Это его слова: "Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, не скажу".