Дипломатические оклады. Реплика Максима Соколова

На общем жестком политическом фоне от внимания публики несколько ускользнуло сделанное президентом объявление о повышении окладов работникам МИД. Между тем его впору назвать беспрецедентным. Денежное содержание служащих центрального аппарата повышается в среднем в 1,4 раза.

Встречи президента РФ с послами и полномочным представителями РФ проводятся раз в два года и уже седьмой раз. То есть глава государства напутствует послов, говорящих от его имени, с момента первого срока его правления -- иначе говоря, с начала века. Уже сложилась традиция.

Когда в прошлый раз, в 2012 году президент держал речь перед послами, он говорил об интеграции на постсоветском пространстве, в том числе с Украиной, об облегчении предоставления российского гражданства бывшим гражданам СССР, а также об отношениях с США в области экономики и обороны, и о развитии связей с Китаем, Индией и Евросоюзом. Речь была важная, но скорее дежурная, ибо произносилась она в условиях относительной международной тишины.

Сегодня какая уже там тишина, и тональность речи была совсем другой. В открытой для публики части выступления В. В. Путин достаточно резко говорил как об украинской политике, так и о политике той державы, которую они считают в значительной степени ответственной за украинский кризис, то есть о политике США. О чем говорил президент в закрытой части встречи, сейчас можно только догадываться, но вряд ли эта закрытая часть была мягче открытой. Скорее еще более жесткой.

На общем жестком политическом фоне от внимания публики несколько ускользнуло сделанное президентом объявление о повышении окладов работникам ведомства. Между тем его впору назвать беспрецедентным. "Денежное содержание служащих центрального аппарата повышается в среднем в 1,4 раза. При этом пенсия дипсотрудников, уходящих на заслуженный отдых после 1 января 2014 года, увеличится в среднем в 3,5 раза. Размер рублёвого денежного вознаграждения руководителей загранучреждений повышен в среднем в четыре раза. Существенно возросли доплаты к пенсиям выходящих в отставку послов и постпредов. Рублёвые оклады сотрудников дипслужбы загранучреждений будут увеличены – чуть попозже, правда, – с 1 января 2016 года, но в четыре раза. Рассчитываю, что эти шаги послужат укреплению кадрового потенциала нашей дипломатической службы, а значит, повысится эффективность реализации внешнеполитического курса России".

Здесь ситуация примерно как в армии. В принципе присяга военнослужащего не ставит в прямую зависимость размер денежного с исправным несением военной службы. Военный обязан исполнять приказ командования, не щадя крови и самой жизни, независимо от того, что ему заплатили. Но нельзя выезжать только на героизме и патриотизме личного состава. Перед глазами пример украинской армии, которая финансировалась по глубоко остаточному принципу -- и не сказать, чтобы это положительно повлияло на боеготовность личного состава скорее наоборот. Постыдное состояния украинских ВС связано в том числе и безобразным их финансированием.

В СССР дипломатическая служба высоко ценилась уже по самому статусу "выездного", по возможности работать за границей и получать жалованье в валюте -- каковой возможности подавляющее большинство граждан СССР не имело. Поговорка "С милым рай и в шалаше, если милый атташе" как раз из советского времени.

С падением СССР право выезжать за границу получили не только дипломаты, но и все желающие. В системе МИД начался общий для всех бюджетных учреждений кадровый кризис. С одной стороны, вымывание кадров. С другой стороны, оставшиеся кадры пускались во все тяжкие и выживали как умели. Появились послы -- при советской власти чего не было, того не было -- открывавшие бизнес в стране пребывания. То есть ставившие свою лояльность своему правительству не в первый ряд -- бизнесмен на то и бизнесмен, что на первом месте у него коммерция.
Что-то удалось исправить, устранив совсем уже вопиющие случаи, но в общем-то дипломаты -- достаточно бедный народ. А по понятным причинам бедный дипломат опасен для своего правительства. Так что президентская щедрость объяснима.