Образовательные учреждения становятся автономными

Тридцать процентов новгородских школ получат в 2009 году статус автономных учреждений. Это расширит их финансово-хозяйственную самостоятельность. Между тем, в глубинке такая финансовая самостоятельность многих директоров пока не прельщает.

Современное образование напоминает один большой эксперимент. Порой кажется, что погоня за инновациями стала главной целью. Относительно недавнее появление нового федерального закона об автономных учреждениях расширило возможности для финансово–хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

По словам председателя комитета образования, науки и молодежной политики области Владимира Аверкина, закон об автономных учреждениях появился как нельзя кстати. Кому как не руководителям школ и детских садов знать, куда в первую очередь потратить деньги, но сейчас они не могут распоряжаться даже сэкономленными финансами. Если что-то осталось неизрасходованным – деньги необходимо вернуть в бюджет.

Преобразование в автономное учреждение дает свои плюсы – упрощенный порядок финансирования, самостоятельность в установлении размера заработной платы и даже некоторые налоговые льготы. По согласованию с попечительским советом такое образовательное учреждение даже сможет рассчитывать на кредит, если потребуется. Естественно, власти, как и прежде, планируют перечислять на счет автономного учреждения субвенции – для обеспечения государственного норматива в образовании, при этом директора могут, по новому закону, за оказание дополнительных услуг получать деньги с родителей – и тратить их по своему усмотрению. То, что прежде делалось негласно – к примеру, сбор денег на ремонт в классе, если родители хотят, чтобы их дети учились в комфортных условиях – для автономных учреждений будет официально разрешено.

Дополнительные услуги в образовательных учреждениях города еще востребованы, но на селе, где у родителей денег немного, получить значительную прибыль вряд ли удастся. Владимир Аверкин посоветовал сельским школам разбить грядки на прилегающей территории, выращивать и продавать урожай – тоже дополнительное финансирование. Шутки шутками, а финансовая самостоятельность многих директоров в глубинке пока не прельщает. А вот новгородский спорткомплекс «Манеж» одним из первых сменил статус на автономное учреждение. 100 дней в целом прошли неплохо.

Предполагается, что в этом году статус автономных учреждений в области получат 35 детских садов, 30% школ, целый список учреждений дополнительного образования и половина учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Что из этого выйдет – покажет время.