Легендарному разведчику Сергею Матыжонку открыли памятник на станции Карымской

Сергей Матыжонок уходил на фронт из вагоноремонтного депо станции Карымская, сюда же вернулся после Парада Победы 1945 года. Коллеги считали его самой яркой фронтовой звездой Забайкалья. 5 мая на станции Карымская состоялось открытие памятника знаменитому воину.

Легенда 2-го Белорусского фронта, почетный солдат Забайкальского военного округа, почетный железнодорожник, герой документальной повести забайкальского писателя Сергея Зарубина «Путь разведчика»... 5 мая на станции Карымская состоялось открытие памятника участнику Великой Отечественной войны Сергею Матыжонку.
 

Советские генералы называли его «богатырем-разведчиком», немцы — «безликим зеленым призраком», в памяти сослуживцев он остался легендарным героем Великой Отечественной. Сам же себя Сергей Матыжонок именовал работягой с железной дороги — уходил на фронт из вагоноремонтного депо станции Карымская, сюда же вернулся после парада Победы 1945 года. Коллеги считали его самой яркой фронтовой звездой Забайкалья. Потому и решили увековечить память солдата: кинули клич, собрали деньги, установили бюст.

Константин Гунбин, председатель совета ветеранов Забайкальской железной дороги, считает: "Традиция, наверное, на Руси такая была: такие общественные дела, памятные даты — такими вот народными средствами. Во-первых, это и память народа освежает, во-вторых, это хорошая очень традиция нашего народа — чтить своих героев и защитников".

Сергей Матыжонок был настоящим героем своего времени. Боевой путь начал рядовым на Калининском фронте, закончил командиром взвода разведки в Кенигсберге. Лично доставил в штаб 26 «языков», уничтожил больше сотни фрицев, среди которых «лучший стрелок» Германии, любимчик самого Гитлера — штандартенфюрер СС фон Вейцель. Блестящий разведчик вернулся с фронта кавалером девяти боевых орденов. Но редко их кому показывал — не любил тревожить боевые раны.

Валентина Скажутина, племянница Сергея Матыжонка, поделилась: "Спросишь его: «Дядя Сережа, расскажи о войне». А он обычно говорит: «Ой, Валечка, что по телевизору показывают — не то... А что я видел, то даже и не буду рассказывать». Ему уж пришлось, так пришлось...".

Прочувствовал это и автор скульптуры. Валерий Баширов признается: сначала было тяжело. Прежде, чем приступить к работе, окунулся в военное прошлое Сергея Ивановича, напитался воспоминаниями родственников героя, перечитал биографию. И скульптура словно сама вышла из под инструментов мастера.

Валерий Баширов, скульптор, отметил: "Это же не отстраненный какой-то образ, который изнутри тебя идет. А это надо быть привязанным именно к реальному человеку, который был. И уже как-то сопереживаешь с его личностью, каким он был. И где-то внутреннее состояние понять этого человека, какой характер у него был. И, естественно, внешние данные".

И получилось — вот он, как живой, смотрит на собравшихся почтить его память, вслушивается в слова благодарности. А их прозвучало немало на открытии памятника легендарному карымчанину, почетному солдату Забайкальского военного округа. Были возложены венки.