Китайцы хотят наладить производство поддельных Су-33

Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" с судами сопровождения приступил к отработке плановых полетов палубной авиации
Военное сотрудничество России и Китая оказалось под угрозой срыва. Внимание ряда СМИ привлекла возможная сделка по продаже Китаю крупной партии истребителей Су-33. Она якобы сорвалась из-за сомнений в честности покупателя.

Военное сотрудничество России и Китая оказалось под угрозой срыва. Внимание ряда СМИ привлекла возможная сделка по продаже Китаю крупной партии истребителей Су-33. Она якобы сорвалась из-за сомнений в честности покупателя. Появились подозрения в том, что Китай планирует украсть российские технологии и наладить свой выпуск самолетов. Российские оборонщики официально не комментируют скандальную информацию, но подозрения в адрес Китая не беспочвенны. Там уже научились выпускать клон другого российского истребителя и некоторых наземных вооружений.

Китай снова пытается вооружиться за чужой счет. Подозрения вокруг крупной сделки по продаже 50 самолетов Су-33 появились давно. О них открыто не говорили, да и сейчас Рособоронэкпорт не афиширует детали возможного соглашения, признается ведущий эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов.

"Надо сказать, что военно-техническое сотрудничество с Китаем является закрытым, в плане информационности. Российские и китайские представители весьма неохотно комментируют любые контракты, любые события в этой области. Поэтому информация о переговорах по закупке палубных истребителей СУ-33 впервые появилась в зарубежных СМИ", - отметил Андрей Фролов.

Ряд источников утверждали, что стороны не могут договориться по поводу количества истребителей. Москва хотела продать как можно больше, Китай стремился купить как можно меньше. Говорили всего о двух машинах, что, впрочем, опровергли российские оборонщики. Столь малыми партиями военная техника не продается, но Китаю действительно не обязательно приобретать много истребителей. Это слишком дорого, и многие наблюдатели обратили внимание на то, что партнерам достаточно заполучить одну-две машины, максимально напичканные электроникой и современными вооружениями, чтобы разобрать их и научиться строить самостоятельно. Тем более, что Китай планирует развивать палубную авиацию, а значит, нуждается в таких самолетах, как Су-33, анализирует Андрей Фролов.

"Эксперты делают вывод о том, что в принципе сделка могла быть с учетом того, что Китай планирует построить собственный авианосец. Правда, насколько об этом можно судить по имеющейся информации, такого строительства пока нет. Наверное, год пуска – 2015. Хотя, с другой стороны, есть мнение, что Китай может переоборудовать для учебных целей купленный на Украине авианосец "Варяг", однотипный российскому "Адмирал Кузнецов", - рассуждает Фролов.

В общем, несмотря на опровержения Рособоронэкспорта заинтересованность Китая очевидна. Да там этого и не скрывали никогда. Так уже было с истребителями Су-27. Дошло до международного скандала, когда Россия официально заявила, что Китай нарушает международные законы, выпуская свой аналог российского самолета, напоминает Андрей Фролов.

"Самый громкий скандал связан с тем, что в Китае взлетела копия российского истребителя СУ-27, который, с одной стороны, поставлялся Китаю в начале 90-х годов, с другой стороны, в 1996 году был подписан контракт на производство в Китае по лицензии двухсот самолётов СУ-27 из российских комплектов. Было собрано в Китае – 95, потом Китай отказался от продления контракта. Потому, как сейчас считают, именно с учётом успехов своей собственной программы", говорит Андрей Фролов.

Изначально там собирали истребитель по лицензии, но с годами научились заменять поставляемые из России детали на свои. Так появился фальсификат. И кто знает, вдруг через пару лет Китай выставит на рынок свои дешевые самолеты, похитив вместе с технологиями и покупателей на мировом рынке. Опасения разделяет и главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

ЕСТЬ предположение, что , получив доступ к двум самолётам, китайская сторона сможет скопировать ряд решений, которые применяются на палубных машинах. Это не только посадочные устройства, но и система захода на посадку. Есть опасения, что получив доступ к этим технологиям, Китай уже не расширит контракт и откажется от приобретения дополнительного количества самолётов", предупреждает Олег Пантелеев.

Китайскими подделками сейчас уже никого не удивишь. Когда-то там начинали с известных марок одежды, электроники, ставили на конвейер буквально все, даже конфеты известных европейских производителей. С недавних пор переключились на подделку элитных марок автомобилей. Maybach, Bentley, не говоря о BMW, Mercedes. Внешняя схожесть, дизайн, более низкая стоимость, порой в два и более раз, и даже названия и эмблемы часто почти одинаковы. Проблема в том, что китайский автопром так и остался китайским. Его видно издалека, и неудачные копии знаменитых марок так и остаются всего лишь попыткой подражать. Вот и китайские самолеты, скопированные с российских, вряд ли можно считать хорошей заменой на рынке. Так что не все эксперты разделяют опасения по поводу хищений технологий. Китай, несомненно, сможет наладить серийное производство своих авиаклонов, но надо еще заставить других покупателей поверить в их надежность. Тогда как российские Су и МиГи известны во всем мире, и многие страны готовы платить за них, даже не оглядываясь на более дешевые подделки. Но китайская армия, очевидно, готова взять на вооружение и фальсификат. Там уже давно выпускают системы залпового огня, полностью идентичные российскому "Смерчу", пытались копировать радарные устройства. Стоит ли здесь упоминать о повсеместном изготовлении автомата Калашникова, который без всяких законных оснований сейчас выпускают во многих странах мира. Что касается истребителей Су-33, то оборонщики официально не заявляли о срыве сделки. Правда, никто не признается и в том, что она состоится. Пока стороны дипломатично признают взаимный интерес, не привлекая лишний раз внимания к китайским партнерам.