Благотворительность или мошенничество - в Москве появились подозрительные волонтеры

Хотят помочь или наживаются на чужой беде? Москвичи жалуются, что в столице появились подозрительные волонтеры. Молодые люди представляются сотрудниками известных благотворительных фондов и собирают деньги якобы на лечение детей, больных раком. За день набегает довольно внушительная сумма. Однако некоторые заподозрили, что деньги уходят не по назначению.

Броская футболка с мотивирующей надписью "Подари детям жизнь" — у станций метро и в парках к прохожим подходят девушки, называют себя промоутерами и предлагают купить шоколад. Деньги с продажи якобы пойдут на лечение больного раком ребенка. На руках — буклет с фотографией. Стоит плитка 100 рублей.

"Ребенок болеет лейкемией, мы помогаем", — утверждают молодые люди.

С каждой проданной шоколадки промоутер забирает себе 30 рублей, остальные деньги отдает организатору.

"Если я продам 80, то мне дадут 2400. Но это тяжело: я стою весь день и даже половины не продала", — рассказывает девушка-промоутер.

Когда пошли вопросы посерьезнее — от какого фонда работает промоутер — на помощь пришла коллега. Сотрудница сначала назвала один благотворительный фонд.

- Какому фонду помогаете?

- "Благотворительность детям, болеющим лейкемией".

Потом — другой.

- Фонд "Подари жизнь", правильно?

- Да.

То ли промоутеров так учат, то ли они называют первое, что приходит в голову. Благотворительного фонда с первым называнием и вовсе не существует. Второй — "Подари жизнь" — подобных уличных акций не проводит. И тем более не собирает пожертвования в обмен на сувениры.

"Если вы встречаете на улицах людей, которые собирают деньги от лица фонда, или людей, собирающих деньги в обмен на какие-то мелочи, то это, скорее всего, мошенники", — предупреждает директор фонда "Подари жизнь" Екатерина Чистякова.

У так называемых промоутеров — папка с документами. Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя. Некий Лев Ефремов может торговать шоколадом. Есть и его договор — якобы с матерью больной девочки. Коммерсант Ефремов, он же "Жертвователь", обязан каждый месяц переводить родителям ребенка 25 тысяч рублей. Мы дозвонились до предпринимателя. Акция действительно идет по его инициативе, и, как выяснилось, является частью бизнес-проекта.

"Это увеличение продаж за счет какого-то повода. Наши промоутеры подходят к людям и говорят: купив нашу шоколадку, часть денег от продаж шоколада идет на счет Меланьи — Меланья, по-моему, девочку зовут", — объясняет в интервью программе "Вести-Москва" Лев Ефремов.

Как работает схема на месте, коммерсант не в курсе. Говорит, планировал, что от каждой проданной шоколадки больному ребенку пойдет 5 рублей. Где оседают остальные деньги — вопрос. И дошел ли хотя бы рубль от жертвующих до адресата — выяснить сложно. Официальные благотворительные фонды с такими случаями сталкиваются постоянно. И когда представляются их именем — просто вызывают полицию.

Сегодня