Марина Хаустова: человек-тренд

Марина Хаустова – это человек железной воли и невероятного трудолюбия, своей историей показывающий, как человек может, развиваясь, не останавливаться на достигнутом, а двигаться в соседние сферы деятельности и не бояться учиться снова и снова.

Марина Хаустова – это человек железной воли и невероятного трудолюбия, своей историей показывающий, как человек может, развиваясь, не останавливаться на достигнутом, а двигаться в соседние сферы деятельности и не бояться учиться снова и снова.

В начале 2000-х параллельно с учебой на романо-германском отделении факультета филологии Московского Государственного Университета она занималась локализацией компьютерных игр для выпуска на отечественном рынке в компании "Новый Диск". Сфера деятельности предполагала не только знание языков: на лету приходилось вникать в техническую сторону реализации проекта, разбираться в особенностях маркетинга каждого конкретного издания за рубежом – и принимать решение, какие из применявшихся там стратегий пригодны на российском рынке – а какие придется изобретать заново. "Пришлось даже осваивать азы программирования, — говорит Марина. – Хотя все это потом очень и очень мне пригодилось".

Спустя некоторое время Марина Хаустова решает, что пора сфокусироваться на рекламе, и решает кардинально сменить направление. Полученные на тот момент навыки позволили ей стать частью команды активно развивающегося рекламного агентства UnMedia, которое концентрировалось на продвижении сайтов в поисковых системах.

Но исключительно переговорами с заказчиками и ведением проектов Марина не ограничивалась. В свободное время она изучала современные методы продвижения, тонкости контекстной рекламы, придумывала и тестировала различные способы, как уменьшить себестоимость этой рекламы без снижения эффективности. В итоге уже спустя полтора года, в 2007, Марина возглавила клиентский отдел компании UnMedia, став исполнительным директором.

Параллельно она, вместе с Н.Евдокимовым, П.Юшкевичем и И.Артеменко начинает разрабатывать совершенно новый для российского рекламного рынка продукт: автоматизированный сервис по продвижению бизнеса в интернете — Seopult. Проект запускается в 2008 году и моментально "взлетает", показывая многократный рост все последующие годы, привлекая инвестиции и становится неотъемлемым элементом локальной рекламной экосистемы. Прошло уже семь лет, а Seopult до сих пор занимает лидирующую позицию на российском рынке автоматизированных маркетинговых решений, а количество сайтов, продвигаемых с его помощью, приближается к полумиллиону.

На базе контекстного департамента UnMedia Марина создает совершенно отдельную структуру – агентство Клик.ру, пригласив признанных специалистов отрасли в качестве базового рабочего состава. Цели и приоритеты агентства определены с самого начала: эта единица должна стать лабораторией по разработке уникальных маркетинговых решений, которые затем могут быть автоматизированы и масштабированы.

В основе деятельности Клик Марина Хаустова закладывает предельно важный принцип: максимальную автоматизацию для решения самых сложных задач. Когда каждую деталь рекламной кампании тщательно контролирует менеджер, это отнимает у него много рабочего времени, и стоимость услуг для конечного заказчика естественным образом повышается. Наряду с менеджерами по работе с клиентами, Марина наняла штат программистов, задачей которых было создание автоматизированных модулей и макросов, которые позволяли обрабатывать огромные объемы статистических данных крупных рекламных кампаний и вносить автоматические корректировки в них сообразно исходным целям и задачам.

Клик.ру стал особенным явлением на российском рынке именно из-за его "бутиковости" и возможности реализовывать экспериментальные рекламные кампании, которые еще не были представлены конкурентами. "Нередко получалось, что не клиенты выбирали нас как подрядчика, а наоборот!" — рассказывает Марина.

Например, в 2009 году Марина Хаустова внедрила в агентство ключевую разработку, названную "Одноцентовый трафик", и на тот момент Клик.ру был единственным агентством, которое сумело на основе этой технологии построить четкую и, главное, крайне необходимую для рынка услугу. Хотя название стратегии несколько утрировано, суть оно отражает предельно наглядно: технология позволяет свести стоимость посетителя к нескольким центам, и именно такой тип трафика оказался очень востребован крупными информационными порталами, онлайн-играми и социальными сетями.

Высокая эффективность ноу-хау и грамотные маркетинговые стратегии, изобретенные Мариной Хаустовой в рамках Клик.ру, впоследствии легли в основу разработанного ею модуля контекстной рекламы, добавленного к сервису автоматического продвижения сайтов SeoPult.

А в 2011 году Марину Хаустову приглашают в качестве соавтора участвовать в написании учебника по контекстной рекламе. Вместе с ней над книгой работают Николай Евдокимов, Андрей Иванов, Анар Бабаев. Статьи, написанные Мариной, становятся квинтэссенцией рекламных методов и революционных стратегий, разработанных в агентстве за три года: книгу "Контекстная Реклама. Учебник" переиздают несколько раз – и даже номинируют на Книжную Премию Рунета.

А в 2012 году Марина предвосхищает новый тренд: она становится со-основателем компании DigitalClick, занимающейся разработкой мобильных приложений для мировой аудитории. В течение полутора лет она руководит маркетингом, самостоятельно разбираясь в тонкостях продвижения приложений на топовые позиции Apple Store и Google.Play, продумывая стратегии удержания пользователей и их монетизации. Рынок мобильной рекламы тем временем ускоряет свой рост – и в тот момент, когда российские рекламодатели начинают искать подрядчиков для оказания услуг по рекламе в мобильном сегменте, Клик.Ру уже был вполне готов справиться с этой задачей на отлично. Марина сформировала отдел мобильной рекламы, продвигающий как собственные проекты, так и клиентские, что в 2014 году позволило компании увеличить оборот по сравнению с 2013-м годом на 76%.

Ключевое качество Марины Хаустовой – способность искать новые инструменты для рекламы, переключаться между ними и строить на их основе комплексные решения. И рынок очень ценит подобных специалистов: Марину регулярно приглашают участвовать в жюри различных маркетинговых конкурсов (последнее время больше по мобильной рекламе), читать лекции, консультировать стартапы. Последнее нравится самой Марине больше всего.

"Я считаю, что прежде чем вы сможете построить стабильный бизнес в каком-либо сегменте рынка, вы обязаны этому рынку дать что-то действительно полезное и необходимое. От того, что вы поделитесь своим опытом с начинающими, выиграете и вы – и они", — говорит Марина – и подтверждает это своими действиями, уделяя много времени бесплатному обучению рынка. Вот уже три года ее курс по контекстной рекламе является самым востребованным среди слушателей академии интернет-маркетинга Кибермаркетинг, стены которого посетило более 70 000 слушателей. Да что там, прослушивание ее курса стало практически обязательным пунктом в резюме любого соискателя на должность менеджера по контекстной рекламе!

Как изменится реклама в ближайшем будущем? Какой она станет, например, для пользователей устройств виртуальной реальности, насколько "умной" будет она на территории социальных сетей – мы все это увидим довольно скоро, но придумывают и реализовывают ее именно такие эксперты, как Марина Хаустова.

На правах рекламы