НАТО наготове: Турция просит у альянса помощи в борьбе с ИГИЛ

Власти Турции продолжают масштабную антитеррористическую операцию против боевиков "Исламского государства". Весь день с воздуха турецкие военные наносили удары по позициям боевиков в сирийском городе Кобани. Ну а в самом сердце Европы, тем временем, экстренно заседали министры обороны стран НАТО.

Власти Турции продолжают масштабную антитеррористическую операцию против боевиков "Исламского государства". Весь день с воздуха турецкие военные наносили удары по позициям боевиков в сирийском городе Кобани. Ну а в самом сердце Европы, тем временем, экстренно заседали министры обороны стран НАТО. Анкара военной помощи просить не стала — вместо этого получила одобрение на "попутные" бомбардировки позиций курдов в Ираке.

От своих союзников турки хотели совета и слов одобрения. Поговорить и обсудить ситуацию в альянсе согласились охотно, а вот что-либо делать для защиты одной из стран-членов в НАТО пока не готовы. "Мы все поддерживаем Турцию. Страна не обращалась за военной помощью. Но мы все знаем, что Турция — это стойкий союзник. С очень надежными вооруженными силами", — говорит генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

За всю историю НАТО таких экстренных встреч было всего пять, из них четыре созывала именно Турция. Анкара потребовала срочных консультаций из-за угрозы территориальной целостности и безопасности страны. Бывший министр иностранных дел, а ныне премьер Ахмет Давутоглу заявил — охрана сирийско-турецкой и сирийско-иракской границы — это задача НАТО.

Президент Эрдоган позицию Турции немного прояснил. Шаг первый — создание буферной зоны на территории Сирии, протяженностью около 100 километров с возможным введением там, в будущем, бесполетной зоны. Проект уже согласовали с США.

Туда же можно будет перенести лагеря по подготовке сирийской оппозиции. Ее тренируют и вооружают открыто на американские деньги — из бюджета на это выделяют 500 миллионов долларов. Выпускники, уже около 17 тысяч человек, отправились из Турции в Сирию воевать и против Асада, и против исламистов. Ну и приоритет для Анкары — зачистить территорию от отрядов рабочей партии Курдистана.

Получается война всех против всех. Политика "ноль проблем" с соседями осталась в далеком прошлом. Турция открыто вступила в ближневосточную войну. Бомбардировщики нанесли удары по городу Кобани, который в сентябре захватили исламисты. Но через два месяца их выбили оттуда отряды самообороны курдов. И вот теперь и на них посыпались бомбы.

Параллельно с этим, турецкие ВВС успешно атакуют позиции исламистов в Ираке, понимая, что заигрывать с ними дальше крайне опасно. При попытке пересечь границу с Сирией задержаны десять иностранцев. Спецслужбы за последнюю неделю арестовали тысячи человек — активистов курдской рабочей партии и исламистов. Впрочем, все эти меры не мешают работе черного рынка, где у того же исламского государства охотно скупают иракскую и сирийскую нефть по 10 долларов за баррель.

"Корни ИГИЛ (запрещена в РФ)лежат в американской политике. Все лидеры ИГИЛ, как в Ираке, так и в Ливии, которые сейчас основные боевики, были в американских тюрьмах. Американцы их обработали, выпустили, поставили во главе этих структур. Задача разрушительная поставлена. Там нет созидательных целей", — говорит президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов.

Исламисты в долгу не остались. После кровавого теракта на юге, они расстреляли турецкий патруль, погибли двое военных. И обещают новые атаки. В свою очередь, курды взорвали газопровод на востоке Турции. Действовавшее несколько лет перемирие расторгнуто.

Все последствия открытого вступления Турции в ближневосточную войну оценить пока сложно. Какие бы цели Анкара не ставила, регион на глазах погружается в хаос. Находясь здесь, в Брюсселе, турецкий президент рассказал о своих планах и просил поддержку, пока только лишь устную. Но не исключил — такими темпами скоро североатлантическому альянсу, возможно, придется помогать уже не словом, а делом.