Не 30 лет спустя: секреты гибели "Курска" могут раскрыть раньше


Global Look Press

15 лет назад миллионы людей в России с замиранием сердца следили за новостями о судьбе моряков подлодки "Курск". В самые первые часы еще была надежда, что их спасут. Но подводный крейсер затонул. Это произошло в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Погибли все 118 человек.

15 лет назад миллионы людей в России с замиранием сердца следили за новостями о судьбе моряков подлодки "Курск". В самые первые часы еще была надежда, что их спасут. Но подводный крейсер затонул. Это произошло в Баренцевом море, в 175 километрах от Североморска, 12 августа 2000 года. Погибли все 118 человек: экипаж, а также представители командования Северного флота и дагестанского завода "Дагдизель".

По всей России 12 августа идут траурные мероприятия. В Севастополе с утра отслужили панихиду в храме архангела Михаила. Затем на кладбище Коммунаров возложили венки к памятнику погибшим морякам.

В Курске — в городе, в честь которого была названа подводная лодка, на центральной улице вывесили портреты погибших подводников. В Вахте памяти приняли участие будущие курсанты военно-морских училищ, сообщает "Россия 24".

В Видяеве, где базировался "Курск" и откуда он ушел в свой последний поход, отслужили панихиду в храме Святителя Николая Чудотворца. Поименно помянули всех 118 погибших подводников. Ровно в 11 часов 32 минуты — в то время, когда произошла трагедия, на воду у причала были спущены цветы.

В Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 члена экипажа "Курска", прошла траурная панихида.

Погибших моряков "Курска" вспомнили и в Копейске Челябинской области, где учились два члена экипажа подлодки — старший лейтенант Вадим Бубунив и мичман Валерий Байбарин. Ежегодно в канун годовщины гибели подлодки в Копейском краеведческом музее проходят встречи воспитанников кадетских классов и школьников, сообщает ТАСС.

Поминальные траурные мероприятия прошли и в некоторых других городах России, родом из которых были члены экипажа затонувшей подлодки.

До сих пор военные эксперты спорят о том, что послужило причиной трагедии, а также о том, был ли шанс спасти моряков?

Так, например, известный журналист и блогер Олег Лурье, который служил на Северном флоте, утверждает: до развала СССР существовала специальная аварийно-спасательная служба Северного флота, специалисты которой могли бы помочь экипажу остаться в живых. Но ее в 1990-е годы расформировали.

"В 1981–1984 годах я проходил действительную военную службу на Северном флоте в городе Североморске. Служил в специальной аварийно-спасательной службе Северного флота (сокращенно АСС СФ), корабли которой базировались на 15-м причале Североморска, а также в поселке Дровяное, что сравнительно недалеко от Видяево (место дислокации АПЛ "Курск"). И специфика нашей работы заключалась в оказании помощи атомным подводным лодкам, которые по каким-либо причинам легли на грунт, и экипаж оказался в ловушке", – пишет Олег Лурье в своем блоге и подробно рассказывает о том, какая печальная судьба постигла корабли АСС.

Разные версии до сих пор выдвигают специалисты и о причинах трагедии. Сегодня стало известно, что документы о трагической гибели атомной подводной лодки К-141 "Курск", засекреченные на 30 лет, по решению правительства могут раскрыть раньше.

Такой вариант развития событий допускает начальник Центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков.

"15 лет всего прошло. Есть законодательство, мы в соответствии с ним работаем, если будет принято какое-то правительственное решение, может быть, и будет организована комиссия. Но есть законы, которые определяют, что через 30 лет нужно просмотреть документы на предмет возможного снятия грифа, а может быть, и не снять", — сказал Пермяков на мероприятии в МИА "Россия сегодня".

АПЛ "Курск" затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года во время учений. По официальной версии, гибель подлодки произошла в результате взрыва торпеды на ее борту в ходе подготовки к условной торпедной атаке. В 2001 году в результате крупномасштабной международной операции АПЛ была поднята со дна моря, доставлена на завод в Росляково, откуда ее переправили на СРЗ "Нерпа" в Снежногорск для дальнейшей утилизации, напоминает РИА Новости. Однако было решено сохранить рубку подлодки "Курск". Она установлена в Мурманске.

Пять лет назад на телеканале "Россия 1" вышел документальный фильм Аркадия Мамонтова "Курск". 10 лет спустя":