Трамп. Победить нельзя проиграть. Реплика Петра Лидова


EPA

Главное в победе Дональда Трампа – ее неожиданность. Но если разобраться в избирательной кампании поглубже, то победа покажется не просто неожиданной, она по-настоящему феноменальна. Дело в том, что с точки зрения современных выборных технологий Дональд Трамп не мог победить.

Пока главное в победе Дональда Трампа — ее неожиданность. Но если разобраться в избирательной кампании поглубже, то победа покажется не просто неожиданной, она по-настоящему феноменальна. Дело в том, что с точки зрения современных выборных технологий Дональд Трамп не мог победить.

Вывод тут вроде простой: и невозможное возможно. Обычное дело. К этой формуле мы относимся как к исключению из правил и всерьез ее не воспринимаем. Но после голосования британцев за выход из Евросоюза и победы Трампа достаточно еще одного неожиданного результата подобного масштаба, чтобы отправить на свалку десятилетиями накопленные знания в политтехнологиях, рекламных кампаниях и методах агитации.

Но давайте по порядку. Все было против Трампа с самого начала, когда 16 месяцев назад он выдвинул свою кандидатуру в кандидаты от республиканцев. Его исходные политические позиции казались просто несуразными. Разорвать торговые соглашения, перестать кормить Китай и партнеров по НАТО, построить стену для защиты от иммигрантов на границе с Мексикой, прекратить впускать в страну мусульман — тезисы просто самоубийственные в корректной Америке, считали эксперты.

Что важнее всего для успеха на выборах в США? Известно что — деньги. Мы же знаем, что побеждает тот, у кого их больше. У Хиллари Клинтон на все про все было 1 миллиард 300 миллионов долларов — это почти в два раза больше, чем удалось собрать Трампу. Преимущество колоссальное. Конечно, важны не только сами деньги, но и то, как они тратятся. Расходов много: постоянные перелеты, шоу, сувениры, персонал. Кандидаты в президенты в течение трех месяцев как рок-музыканты во время туров летают с концертами по стране из города в город, причем с такой интенсивностью, что иногда кажется, что они, как группа "Ласковый май", выступают в нескольких местах одновременно. Особенно велики расходы на телевизионную рекламу — именно телевидение собирает голоса простых избирателей. Штаб Клинтон потратил здесь в четыре раза больше — почти 300 миллионов долларов. Трамп, для которого это был слишком дорого, был вынужден делать ставку на продвижение в Интернете.

На стороне Хиллари были не только деньги и реклама. В политике всегда идет борьба за звезд, способных привлечь избирателей на правильную сторону. В США звезд много, все-таки Голливуд, и демократам удалось привлечь несколько сильных имен: Мадонна, Джордж Клуни, Роберт Де Ниро, Дастин Хоффман, Джейн Фонда, Мэтт Дэймон, Джессика Альба, Элтон Джон, Майкл Дуглас, Кристина Агилера… Продолжать можно долго, всего их было около двухсот человек, я только что назвал одну десятую часть.

Кстати, некоторые звезды не просто вместе с Клинтон агитировали со сцены, но выдавали собственные яркие творческие находки. Опытные певицы Кети Перри и Мадонна, к примеру, снимались в голом виде, а интеллигентный с виду Роберт Де Ниро записал ролик, в котором назвал Трампа псом, свиньей, еще одним нехорошим словом и выразил желание лично набить морду теперь уже избранному президенту. Посмотрели это 56 миллионов человек. Для сравнения: за Трампа агитировали всего 20 звезд, широко известных из этого списка трое — Майк Тайсон, Джон Войт и Клинт Иствуд.

Самое главное предвыборное шоу — это дебаты. Первые дебаты 26 сентября посмотрели в прямом эфире только по ТВ 80 миллионов человек — это рекорд всех времен. Дебатов было три штуки и во всех, по оценкам прессы и экспертов, победила Хиллари. Ей удалось показать главное: выглядеть по-президентски, как и положено будущему лидеру. А форма в этом случае, по мнению политтехнологов, часто важнее содержания.

Поставьте себя на место Хиллари Клинтон. Вы — опытный политик, занимаетесь этим всю жизнь, у вас в два раза больше денег, в четыре раза больше рекламы на ТВ. За вас подавляющее большинство СМИ, 200 лучших звезд кино, музыки и спорта тоже за вас. На вашей стороне административный ресурс. Ваш соперник — довольно сомнительный тип. Вы и выглядите, и говорите значительно лучше. За вас все нормальные люди, а все без исключения соцопросы предсказывают легкую победу…

Вот почему успех Трампа — это настоящее чудо. В 70 лет он стал самым возрастным избранным президентом в истории страны, единственным, кто никогда не имел опыта ни государственной, ни военной службы. Но именно ему удалось победить самую мощную в мире политическую машину.

Как? Однозначно сказать сложно. На его стороне были презрение к элите и политкорректности, традиционные ценности, антикоррупционная риторика, жесткость и прямота. Он далеко не идеален, но среди всех кандидатов такой он был один, и американцы предпочли его политкорректной опытной даме-политику, несмотря на громадные ресурсы, задействованные в ее поддержку.

И если "феномен Трампа" станет тенденцией, то даже в какой-нибудь вполне благополучной стране, где люди устали от лжи, а политическая элита слишком отдалилась от реальных проблем, прикрываясь политкорректностью или пустыми лозунгами, власти не помогут ни компромат, ни административный ресурс, ни концерты звезд, ни пресса, ни телевидение. И раз так случилось в США, то вполне может произойти и по другую сторону океана. И не только Атлантического, но и Тихого.