До Северного полюса – на автомобиле

До Северного полюса теперь можно добраться на "Емеле". Так называется вездеход, который собран по проекту Василия Елагина – человека, рискнувшего отправиться к самой северной точке планеты на автомашине. Его детище может ехать по льдинам, а может и плыть.

До Северного полюса теперь можно добраться на "Емеле". Так называется вездеход, который собран по проекту Василия Елагина – человека, рискнувшего отправиться к самой северной точке планеты на автомашине. Его детище может ехать по льдинам, а может и плыть.

Туда, где заканчивается карта, люди добегали на лыжах, собачьих упряжках и снегоходах, летели вертолетами и самолетами и даже шли пешком. Но никогда и никто в мире не делал это вот так.

Василий Елагин – "снежный барс". Это значит, что он поднялся на все семитысячники Советского Союза. Покорил Эверест, на джипе избороздил пустыню Калахари в Намибии и проехал всю Австралию. А потом придумал "Емелю".

"Все называют мужественными именами – Полюс, Торос, Атлант. А мне хотелось в пику назвать по-другому. Что такое Емеля? Залез на печь и поехал. И мы поехали на Северный полюс и приехали", – рассказывает Василий Елагин, руководитель Морской ледовой автомобильной экспедиции 2009, путешественник, инженер.

Эти вездеходы-амфибии собрали по проекту Елагина. В колесах сверхнизкое давление – так проще переезжать через торосы, ледяные осколки и можно плыть. Алюминиевый корпус – легкий и не промокаемый. Дизельный двигатель от обычной легковушки. И лебедки, которыми машины сами себя вытягивают из воды.

Добраться до полюса Василий Елагин с командой из 7 человек пробовал в прошлом году. Тогда они проехали от Салехарда до мыса Арктический – самой северной точки Евразии. 6 тысяч километров по тундре и полыньям. Но выехали они слишком поздно. Дальше была почти одна вода. Полюс отложился на год. В этом году экспедиция выехала в марте, на месяц раньше. И уже с острова Голомянный. Там – последняя посадочная полоса. Впереди – почти две тысячи километров на север.

По паку – твердому ровному льду – путешественники проехали всего пару десятков километров. Остальное – торосы. Стамухи – глыбы на мели, айсберги и самое страшное: нилас – тонкий лед. Это когда не можешь ни ехать, ни плыть.

В команде сплошные альпинисты и механики. Ведь все что нужно – это вести машину, ее чинить, натягивать веревки и колоть лед. Им повезло с погодой. Повезло – это 35-40 градусов ниже нуля. Ясно и солнечно. А муксун даже не строгается. Если минус 20 – это уже белая мгла, когда ничего не видно и на расстоянии трех метров.

"Мыслись мы регулярно. В одежде, правда. Едешь по льду, проваливаешься. Можно сказать, помылся", – смеется Василий Елагин.

После 80-й параллели стали встречаться медведи и нерпы. От бочек с едой их отгоняли резиновые пули и ездовая собака Лиса. Путешественники подобрали ее у пограничников еще на Большой земле. На 12-й день Лиса пропала. Не смогла перескочить через трещину и отстала от машин.

Эти танки снега, конечно, не боятся. Но весь путь – это как борьба с ветряными мельницами. На Северном полюсе нет ничего постоянного. Льды все время дрейфуют. Километры вперед на машине, а за ночь команду могло отнести на то же расстояние в сторону.

Последние дни уже почти не было ни сил, ни еды. А куртки почернели от машинного масла. Спали по очереди и на ходу. Надо было успеть, пока не закроется дрейфующая станция "Барнео". Полярники разворачивают ее всего на месяц в конце марта. И только там можно пополнить запасы топлива и улететь на Большую землю. "Емель" пришлось оставить. Переправляться обратно было уже поздно. В конец апреля на полюсе уже всюду полыньи.

"Теперь снится одно и то же: полыньи, снег, пустыни. Мы все там. Только Арктика", – говорит Владимир Елагин.

Что еще покорить, Василий Елагин пока не придумал. Проехать Южный полюс на машинах не экстремально. Там же материк, а не океан, покрытый льдом, как в Арктике. Но все же есть еще вулканы, джунгли и пустыни, куда ни нога человека, ни колесо автомобиля еще не ступали.