Гололед, ветер или нехватка опыта: что стало причиной жесткой посадки в Калининграде


Виталий Невар/ТАСС

Калининградская транспортная прокуратура начала проверку в связи с аварийной посадкой самолета "Аэрофлота" в аэропорту Храброво. Вечером 3 января лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находился 171 человек, трое пострадали. Из-за ЧП аэропорт временно прекратил работу.

Калининградская транспортная прокуратура начала проверку в связи с аварийной посадкой самолета "Аэрофлота" в аэропорту Храброво. Вечером 3 января лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находился 171 человек, трое из них пострадали. Из-за ЧП аэропорт временно прекратил работу, и его открытие уже несколько раз откладывалось.

При посадке в Калининграде у пассажирского лайнера, прилетевшего из Москвы, подломилась передняя стойка шасси. Он лег на нос примерно в 5 метров от полосы. Расследование этого происшествия проводит Авиационная служба безопасности аэропорта Храброво. Информация о нем передана в Росавиацию. Причины пока не называются.

По мнению независимых экспертов, помешать пилотам мог гололед и боковой ветер, а также неточные показания коэффициента сцепления, от которого зависит длина тормозного пути.

"Система для исследования взлетно- посадочной полосы не всегда бывает достоверной, — отмечает бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов. — Особенно в начале и в конце взлетно-посадочной полосы, где образуется такой резиновый коврик, который остается после взлетов и посадок. У нас, в России, его практически не убирают, из-за этого при любых осадках возникает ледяная корка, где коэффициент сцепления хуже заявленного, и самолеты иногда не могут остановиться в пределах ВПП".

Происшествие в Калининграде, к сожалению, — не первый случай этой зимы, когда самолеты выкатывались за пределы взлетно- посадочной полосы. Так, 21 декабря в Екатеринбурге "Боинг-767", следовавший в Пхукет, экстренно затормозил при взлете. Пилоты услышали громкий хлопок, а затем сработал датчик отказа двигателя. Летчики приняли решение прекратить взлет. Для торможения полосы не хватило. На борту лайнера находились более 300 пассажиров и 10 членов экипажа. Никто не пострадал. В связи с инцидентом в международном аэропорту Кольцово были задержаны десятки авиарейсов.

Уже при посадке в аэропорту Мурманска 8 декабря пассажирский самолет не смог остановиться на взлетно-посадочной полосе и выкатился за ее пределы. В этот раз также никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Одна из пассажирок успела даже сделать несколько снимков и выложила их на страницу в социальной сети. На фото видно, что самолет уцелел, и к нему смогли подвести трап. Среди причин аварии тогда называлась плохо расчищенная от снега полоса и ветер. "Сильный боковой ветер повлияет, в том плане, что остается меньше взлетно-посадочной полосы, чтобы остановить самолет", — поясняет Александр Романов.

Сильная гроза и ливень, по одной из версий, могла стать причиной ЧП в уфимском аэропорту, когда 12 августа самолет с пассажирами из Сочи выкатился в поле. Когда лайнер заходил на посадку, сверкали молнии. В итоге самолет приземлился на мокрую полосу, но не смог вовремя затормозить. В тот момент на его борту находилось 123 человека, много детей. Эвакуировать пассажиров пришлось по крылу самолета.

Не только сложные погодные условия, но и нехватку мастерства пилотов, называют эксперты среди причин подобных авиапроисшествий. "Грубая посадка – это другое дело, это относится к технике пилотирования непосредственно при выполнении захода, и это не исключено, потому что отбить переднюю стойку на полосе – это надо хорошо исхитриться, — рассуждает вице-президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. — Жизненного опыта не хватает для пилотирования такой техники, особенно в экстремальных условиях".

Раньше, говорит заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболотский, чтобы сеть за штурвал самолета такого класса, нужно было иметь за плечами 10 летний опыт полетов, сейчас этот срок стал на много короче. В любом случае, решение о посадке принимает командир воздушного судна, и если он считает, что условия неподходящие, то может направить лайнер на запасной аэродром.

На борту самолета, совершившего жесткую посадку в Калининграде, находились 167 человек. Лишь по счастливой случайности, серьезно никто не пострадал, лишь шесть пассажиров получили ссадины и ушибы.

По последней информации, вылет и прибытие самолетов из Москвы и Санкт-Петербурга в калининградский аэропорт Храброво задерживается до 17:00 по местному времени (18:00 по Москве). Об этом сообщается на электронном табло аэропорта.