В храме Новомучеников и исповедников Российских на Лубянке прошла первая служба

В долгожданный Собор Новомучеников и исповедников Российских вдохнули жизнь. Во дворе пока ещё недостроенного храма на Лубянке прошла первая служба. А это значит, что и само открытие — не за горами. Новый собор возвели на территории Сретенского монастыря — одного из старейших в Москве. Его ждали с большим нетерпением: действующий храм не вмещает всех прихожан.

На службе — стоя, прямо в монастырском дворе. Сретенский собор просто не вмещает прихожан — не то что в праздник, даже в обычное воскресенье.

- Я за час прихожу сюда для того, чтобы мне где-то найти себе место. Я прихожу на час раньше. Еду я из города Зеленограда.
- Это место, куда стремятся попасть и куда едут, где бы люди ни жили. И уже видишь лица знакомые, поэтому действительно очень ценно, что строится новый храм.

Собор Новомучеников и исповедников Российских — пока за забором. За его возведением прихожане наблюдают четвертый год. На солнце уже золотятся купола.

На портале собора устанавливают бронзовые рельефы. На отливку ушло больше года. Образ патриарха Тихона — не строго канонический, в художественной интерпретации — будет встречать прихожан у врат нижнего храма. Именно Тихон возглавил русскую православную церковь в 1917-м.

Рядом установят рельеф с изображением архиепископа Иллариона, который в страшные 20-е годы был наместником Сретенского монастыря. Расположенный в двух шагах от Лубянки, он стал местом расстрела тех, кто не отказался от веры, не испугался гонений. В память о них и возводят новый собор.

"В этом соборе будут как бы духовно возрождены и те престолы, те храмы, которые были на территории монастыря до революции и были разрушены в советское время", — говорит отец Афанасий.

Новый собор стоит как раз на месте снесенных церквей — Преподобной Марии Египетской и Николая Чудотворца — и словно вбирает в себя семивековую историю этого места. Еще более ранние истоки — в прихотливой орнаментальной вязи, которая не повторяется ни в одном месте. Она отсылает к древним византийским традициям храмового искусства.

"Здесь — вязь, которая не заканчивается, она так заплетена — нет начала и конца. Следующий рельеф — это прозябшее древо, это одно из основных, оно же якорь, такой греческий символ", — показывает скульптор Виталий Шанов.

Вверх по белокаменной лестнице — вход в главный храм. Он словно парит над окрестностями, его видно за сотни метров. В теплое время на этой галерее будут проходить службы, а пока рабочие заканчивают отделку фасада. Известняк привезли из Владимирской области. Внутри — десять этажей строительных лесов. Сейчас художники расписывают стены собора.

Основная сюжетная линия — на куполе храма. Святые самых разных времён — от I до XX века — в едином круге, плечом к плечу. Роспись ведётся уже больше двух лет. Колоссальные объемы. Сейчас основная работа — над орнаментом. Контуры наносят сухим пигментом, только затем в ход идут акриловые краски. Под разным углом меняются оттенки. Секрет — в неровной поверхности стен.

"Для меня — впервые роспись на такой рельефной поверхности, в первый раз я сталкиваюсь, такой дополнительный объём создает игру света. Расписывать, конечно, от этого сложнее, но зато есть какая-то особенность в этой росписи", — говорит художник Елена Догадина.

Новый собор сможет вместить больше полутора тысяч человек. В нижнем храме отдельное помещение выделят под классы воскресной школы. Освящение собора намечено на 25 мая, в праздник Вознесения Господня.

Сегодня