Готовность к подчинению: поклоны Берлина в адрес Вашингтона становятся всё ниже

После Второй мировой войны в Германии выросло уже несколько поколений политиков, для которых подчинение Вашингтону — норма, нарушать которую пока никому не приходит в голову.

Под Нюрнбергом на этой неделе начались учения НАТО, для которых альянс нанял русскоязычных статистов на роль мирных жителей. Маневры пройдут на базе Хоэнфельс, где расквартированы американские десантники. Какая роль в сценарии учений отведена немецким солдатам, пока неизвестно. Впрочем, это не так уж и важно — какой бы ни была инициатива США, Берлин ее обязательно поддержит.

Канцлер-акт для Германии

После Второй мировой войны в Германии выросло уже несколько поколений политиков, для которых подчинение Вашингтону — норма, нарушать которую пока никому не приходит в голову.

Нарушителем на время стал Герхард Шредер. А в целом, положение дел не изменилось и после распада Восточного блока, и после поглощения ГДР. Эта покорность немецких руководителей, разумеется, не могла остаться незамеченной для всего мира, и породила за полвека множество иногда даже конспирологических объяснений.

Одно из самых популярных такое: каждый заступающий на свой пост руководитель ФРГ обязан подписать тайное соглашение с США в рамках так называемого канцлер-акта, который якобы был заключен в 49-м году между Бонном и Вашингтоном. Считается, что документ гарантирует лояльность Германии через контроль США над немецкими СМИ, над армией через присутствие американских и британских военных баз и над немецкой экономикой.

Официальных доказательств существования канцлер-акта нет, но действует Ангела Меркель так, будто она его переподписывает каждый год. Самый яркий пример — антироссийские санкции, на которых настояли США, и которые так рьяно первым же бросился вводить Берлин: они принесли Германии убытки от 6 до 17 миллиардов евро. Насколько реально независима в принятии решений самая экономически мощная страна Европы и чему ее учат на учениях НАТО с русскоязычными статистами?

Союзники или оккупанты?

До объединения Германии, когда страна еще не была провозглашена суверенной, политикой занимались люди, у которых был стержень: Вилли Брандт, Гельмут Шмидт, Гельмут Коль, Ганс-Дитрих Геншер. Они в несуверенной Германии демонстрировали такую твердость убеждений, что вопросы о зависимости от кого-либо казались неуместными.

За горами, за лесами, на севере Баварии замаскировался военно-учебный центр Хоэнфельс. Единственное, что его выдает, — обилие указателей на английском: ворота 1,2,3, где-то должны быть и 10, и 20. Главные ворота. Центр называется многонациональным, но командуют тут, конечно, американцы. По периметру полигона через каждые сто метров предупреждения: "Опасно для жизни".

В одной только Баварии такими табличками обнесены 380 квадратных километров, это примерно на четверть больше территории Мюнхена. В некоторых местах полигоны граничат с жилой застройкой. Светлое здание — средняя школа городка Шмидмюлен.

Американцам стало тесно — хотят расшириться на два гектара. "Полигон в случае расширения будет проходить в 10 метрах от школы. Сейчас — 200-250. Меня пытаются убедить в том, что присоединенная к полигону территория станет своеобразной буферной зоной, которая будет выполнять как раз защитную функцию. Но именно в этом месте 4 недели назад армейские грузовики сбились с курса и проехали прямо рядом со школой", — говорит Петер Браун, бургомистр Шмидмюлена.

Если интересно, как немцы относятся к военным, первым делом надо спросить, где кто живет. Городок Хоэнфельс, давший имя полигону, 2000 человек населения, — на его южной границе, и это объясняет, почему местный бургомистр в восторге от такого соседства. "Примерно 170 жителей нашей деревни работают на военной базе. Наши дороги не загружены военной техникой. Максимум — если кто-то заблудится. Мы на той стороне, где ничего не происходит", — рассказывает Бернхард Граф, бургомистр Хоэнфельс-Эссингена.

А Шмидмюлен и десятки таких же деревень, наоборот — на севере, то есть на пути постоянного военного трафика между полигоном Хоэнфельс и еще более крупной базой Графенвер. Днем и ночью стрельба и грохот танков, которые периодически заезжают на фермерские поля.

"Самая большая проблема — это ночные вылеты вертолетов. Плюс военные пользуются холостыми патронами, которые чудовищно громкие, — пояснил Петер Браун. — Есть люди, которые звонят мне в 3-4 часа утра и говорят: "Я хочу, чтобы ты услышал, что они опять стреляют".

Раньше это было два-три раза в год, теперь стреляют постоянно. На территории полигона выстроили 10 тренировочных поселений. Они уже были Ираком и Афганистаном, теперь новая география: вместе с военными из балканских стран, Литвы и Украины американцы готовятся к операциям в Восточной Европе. Именно для этих учений и искали русскоязычных статистов, чтобы те изображали гражданское население. Местные могли бы подсказать актерам, что для достоверности нужно не только бегать по полигону с испуганными лицами, но и поглядывать вверх. Факт: на пастбище к одному животноводу из Шмидмюлена однажды упала гаубица.

Три "Хаммера" в лепешку, хорошо еще — на полигоне. Но между Хоэнфельсом и Графенвером летают ударные беспилотники. Они тоже регулярно падают.

Фрау Кашнер из деревни Фенстербах возглавляет общественную инициативу по запрету дронов, но вообще-то была бы не против заодно прикрыть и полигоны.

"Мы мечтаем о том, чтобы земля вернулась в нашу собственность, чтобы территория была в нашем распоряжении, а военные ушли, — говорит она. — Если вы хотите знать мое личное мнение, я вам честно и открыто скажу: российские войска в прошлом покинули территорию Германии. Было бы справедливо, если бы США последовали этому примеру. Складывается впечатление, что армия США порой ведет себя как оккупанты".

Так оккупанты или союзники? Об этом сейчас в Германии много спорят. Популярная тема — канцлер-акт: якобы в 49-м году западные союзники заставили канцлера Аденауэра подписать некий сверхсекретный документ, который обязывал власти ФРГ, что бы ни происходило, следовать в фарватере их политики следующие 150 лет, и якобы с тех пор его в обязательном порядке подписывал каждый немецкий канцлер.

Вилли Виммер — бывший статс-секретарь министерства обороны, которому приходилось в свое время командовать учениями НАТО, в канцлер-акт не верит, готовность к подчинению считает врожденной чертой нынешней немецкой элиты: "Сегодняшняя Федеративная Республика Германия — низкого качества, несмотря на то, что по международному праву мы обладаем суверенитетом. Мы отказались от немецкой конституционной традиции в пользу европейской интеграции. К этому добавляется и тот факт, что наш политический персонал каждое утро кланяется Вашингтону. При этом делает это не один раз, а так, чтобы точно заметили".

В последнее время кланяться приходится ниже. С уровня президента США немецкий канцлер нагнулась к его советнику на общественных началах: не скрывая, ищет дружбы Иванки Трамп, потому что дружба с ее папой под серьезным вопросом. Но это актуальные проблемы Меркель. А историческая колея немцев состоит в том, что если в один прекрасный день их новый канцлер и не захочет кланяться, то Германия все равно никуда не денется. Для этого и существуют такие базы, как Хоэнфельс.