Пилоты из России массово бегут на работу в Азию

Перелетчиками назвала газета "Коммерсант" российских пилотов, стремящихся устроиться на работу в Азию. Российские авиакомпании обеспокоены массовой утечкой кадров. За последние два с половиной года на работу в азиатские страны уехали более 300 наиболее подготовленных летчиков с отличным английским.

Перелетчиками назвала газета "Коммерсант" российских пилотов, стремящихся устроиться на работу в Азию. Российские авиакомпании обеспокоены массовой утечкой кадров. За последние два с половиной года на работу в азиатские страны уехали более 300 наиболее подготовленных летчиков с отличным английским. Сто из них получили работу в Китае. Российских пилотов активно берут на работу авиакомпании Индии и Вьетнама.

Еще четыре сотни командиров воздушных судов и инструкторов занимаются своим трудоустройством за рубежом. Утечка затронула в первую очередь авиакомпании S7, "Уральские авиалинии", "Волгу-Днепр" и "ВИМ-Авиа". "Пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше", — отметил на XXI Петербургском международном экономическом форуме гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. В Минтрансе России подтвердили тенденцию утечки кадров, но считают, что "проблема гораздо меньшего масштаба".

Основная причина "исхода" и оттока российских кадров заграницу — экономическая. Например, китайские компании готовы платить квалифицированным иностранным пилотам по 17-25 тысяч долларов ежемесячно. Это от одного до полутора миллионов рублей, то есть вчетверо выше, чем зарплата пилотов внутри России. Кроме того, россиян привлекают на заработки и условия труда. Например, налет в месяц в китайских компаниях – 80 часов, а не 90, как внутри страны. Также в Китае им предоставляется более длительный отпуск – не менее 96 дней против российских 70.

Интерес к российским пилотам проявляют десять крупнейших китайских авиаперевозчиков. В Китае в 2016 году было 50,5 тысячи пилотов, которые работали на 59 китайских авиакомпаний. Из них 25 тысяч 200 коммерческих пилотов. В Китае почти нет ограничений на работу иностранных пилотов, за год их число выросло на 2 тысячи 300 человек. В 2016 году в КНР через 218 аэропортов прошло более 1 миллиарда человек, а перевозки пассажиров возросли до 488 миллионов, прибавив к позапрошлому году 12 процентов.

Авиакомпания S7 намерена поставить вопрос о бегстве российских пилотов за рубеж.

При этом авиакомпании утверждают, что уже пять раз увеличивала зарплату, но не видят больше возможностей для ее роста. Второй пилот сейчас получает порядка 320-350 тысяч рублей в месяц, командир экипажа — 470 тысяч рублей, а инструктор — более 500 тысяч рублей. Из-за дефицита пилотов российские авиакомпании в 2014 году добились от правительства 200 квот на иностранных пилотов. Сейчас в "Аэрофлоте" работает 21 иностранный летчик, при этом 18 из них из Чехии. И крупнейший российский авиаперевозчик запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов, вдобавок к уже имеющейся в 80 летчиков.

Уход летчиков из российских компаний совпал падением пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" осенью 2015 года. Тогда из компании было уволено более 10 тысяч человек. Но в Минтрансе считают, что отток российских пилотов за рубеж вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Впрочем, именно курсовая разница не мешает российским авиакомпаниям запрашивать новые квоты на трудоустройство в России иностранных пилотов, а Росавиация отзывает лицензии у новых летчиков.