Для Павла Чухрая началась эпоха "Холодного танго"

В Москве состоялась премьера фильма Павла Чухрая "Холодное танго". Это первая после десятилетнего перерыва работа режиссера "Вора" и "Водителя для Веры". Картина - экранизация повести Эфраима Севелы "Продай свою мать".

В Москве состоялась премьера фильма Павла Чухрая "Холодное танго". Это первая после десятилетнего перерыва работа режиссера "Вора" и "Водителя для Веры". Картина — экранизация повести Эфраима Севелы "Продай свою мать".

"Холодное танго" — это жизнь и взросление мальчика Макса (Риналь Мухаметов), родившегося незадолго до Великой Отечественной войны в Литве в еврейской семье. Пойманного во время облавы. Уцелевшего во время зачисток города. Повзрослевшего в детском доме. И всю жизнь хранившего верность единственной любви. "Когда работа начиналась, я мало что понимал и знал о том периоде, видимо, благодаря моему легкомысленному отношению к жизни, Но постепенно мне многое пришлось переосмыслить в частности, в отношении себя. Сложнее всего было входить в кадр со стыдом незнания о трагическом времени", — переживает Риналь Мухаметов.

"Холодное танго" — это кукольная внешность добропорядочной девочки Лаймы (Юлия Пересильд), которая не спасла, не укрыла от беды. Это затаенная на годы боль. Боль от равнодушия, предательства, одиночества в толпе. "Люди попали в мясорубку, когда непонятно, кто хороший, кто плохой. И все плохие, и все хорошие одновременно", — почти оправдывает Макса актриса Юлия Пересильд. И, конечно, свою Лайму тоже.

"Холодное танго" нельзя отнести к одному лишь жанру исторической, военной драмы. Это и мелодрама тоже. По признанию режиссера, ему, "как автору, было очень важно показать, что мы никого из героев не будем ни осуждать, ни оценивать, а понять тех, кто жил в то время. У каждого есть своим компромиссы и границы этих компромиссов. У всех свое понимание добра и зла — но каждый старается остаться человеком". Что немаловажно, "события показаны с ракурса сегодняшнего дня в плане обозначения важных моментов", — отметила продюсер фильма Сабина Еремеева.

Фильм, в первую очередь, о них, "о Ромео и Джульетте военного времени", — так называет своих героев Чухрай. И он, безусловно, прав. Но, попутно, их история зацепит еще немало очень разных людей, потому что, принимая решение совершить тот или иной поступок, человек тем самым производит действие, направленное вовне. В мир. А поступков этих будет немало. Собственно, весь фильм — непрерывная череда поступков. Героических или трусливых. Из любви или от желания уцелеть. Из страха, от бессилия, подлости, верности.

А потому "Холодное танго" — фильм о выборе человека. И о том, что стоит за этим выбором. Что никогда не стоит оценивать размер айсберга по его видимому краю. "Мы много говорим о добре, но если каждый по настоящему полюбит ближнего своего, это будет высший эволюции, и мы станем великими. А пока мы только к этому стремимся", — вторит автору фильма Риналь-Макс.

А Юлия не скрывает, что для нее "самым сложным было держать напряжение. Потому что проще всего было уйти в спекулятивность темой, пытаясь выжимать слезу у зрителя. Вместо этого у нас получилось додержать до финала вниманием зрителя. Мне бы очень хотелось, чтобы на картину сходили молодые ребята. Может, они не все сразу поймут, с другой стороны, вдруг она заставит их что-то открыть, перечитать, пересмотреть, задуматься".

Пожелание Юлии Пересильд выполнить будет совсем несложно. Картина выходит в прокат 22 июня, после чего будет показана в эфире телеканала "Россия 1".