Мечтал стать пастухом, а стал дирижером: Владимиру Федосееву – 85

Один из самых почитаемых в мире русских дирижеров Владимир Федосеев отмечает юбилей. Свой 85-й день рождения бессменный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского встречает в Австрии. В пригороде мировой столицы музыки Вены, где за свою творческую жизнь дал десятки концертов.

Один из самых почитаемых в мире русских дирижеров Владимир Федосеев отмечает юбилей. Свой 85-й день рождения бессменный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского встречает в Австрии. В пригороде мировой столицы музыки Вены, где за свою творческую жизнь дал десятки концертов.

В отпуске у Владимира Ивановича один и тот же вид — горы, озеро и камыши. Постоянство – это про него. Маэстро всегда верен тому, что ему нравится и дорого: 43 года он дирижер оркестра Чайковского, с женой — всю жизнь, утром она ему читала Пушкина на пирсе, потом вместе ждали клева — спиннинг Федосеев привез с собой в чемодане из Вены вместе с партитурами.

Рыбалка — это из детства. В деревне у отца под Ленинградом было озеро — 10 километров нужно было шагать за рыбой. А вообще Владимир Федосеев мечтал стать пастухом, очень нравилась природа.

"Дома у нас висел репродуктор, я слушал, слушал. И когда по улице проходил духовой оркестр, бежал рядом и пытался дирижировать", — вспоминает Владимир Федосеев, народный артист СССП, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского.

В симфоническую музыку он пришел через народную. Это истоки. Так он считал и не обращал внимания на усмешки — считалось, что народное искусство второсортно. В 1971-м великий Мравинский приглашает его в Ленинградскую филармонию. Через три года Федосеев — дирижер Больно Симфонического оркестра имени Чайковского. Крупнейший. Знаменитый. И все старше него. Они вместе росли, гастролировали, искали свое звучание — считается, что у оркестра Чайковского свой почерк, узнаваемый и неповторимый.

Казалось, все про Федосеева известно: палочки дирижерские предпочитает маленькие, на сцену выходит с небольшой иконкой в кармане, обожает Чайковского, Вену, но самое главное — почти интимные минуты репетиций, бесконечных повторов — за закрытой дверью.

Если они и ссорились, то только из-за Моцарта. Ольга Ивановна на всех репетициях, концертах. И говорит только правду, но Федосеев и сам свой самый главный критик.

Он ищет себе замену, в каждом интервью это говорит. Но оркестр Чайковского продолжает летать со своим маэстро. После отпуска у Федосеева Китай и Япония. "Пиковая дама" и непостижимый Бетховен, будто для Федосеева есть что-то непостижимое.